English version

Архив номеров

Буреш О.В., Давлетшина Л.Р.

Название статьи:
Статистические особенности исследования цен на рынке хлебобулочной продукции

Аннотация:
В статье определены особенности статистического исследования цен на рынке хлебобулочной продукции, позволившие сформировать систему статистических показателей. Предложенная система включает в себя характеристики рыночных закономерностей цен рынка хлебобулочной продукции, показатели, описывающие влияние цен на уровень жизни, а также показатели, характеризующие реакцию покупателей на изменение цен.

Ключевые слова:
рынок хлебобулочной продукции, цены, статистическое исследование.

Содержимое статьи:
Сущность и характер функций рынка хлебобулочной продукции, его роль в развитии экономики, влияние на социальные процессы определяют направления его статистического исследования, позволяющего отразить состояние рынка, охарактеризовать его структуру и динамику, дать оценку колеблемости и устойчивости его параметров, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов, и дают возможность строить прогнозы его дальнейшего развития1. Информация о состоянии и развитии рынка хлебобулочной продукции, о его закономерностях необходима для разработки соответствующей государственной социально-экономической политики, для регулирования ряда рыночных процессов, анализа социальных последствий рыночной деятельности и т.д. Концептуальная цель статистики рынка хлебобулочных изделий за- ключается в объективной и полной оценке состояния и развития рынка, в выявлении закономерности и тенденции его развития, в характеристике его структуры и региональных особенностей. Эти цели преследуются как государственной статистикой, ориентирующей на интересы государственного контроля и регулирования рыночной деятельности, так и бизнес-статистикой. Конкретные задачи статистики рынка хлебобулочной продукции могут быть представлены следующим образом: · сбор и обработки статистической информации; · оценка и анализ конъюнктуры хлебного рынка; · характеристика объема, уровня и структуры основных рыночных показателей: цены, спроса, предложения; · оценка и анализ динамического развития параметров рынка; · региональный анализ рынка хлебобулочных изделий; · характеристика экономических и социальных последствий развития рынка. Одной из важнейших задач статистического изучения рынка хлебобулочной продукции является анализ уровня, структуры и динамики потребительских цен, поскольку ценовой механизм координирует на рынке решения хозяйственных единиц, выполняя функции регулирования и установления равновесия между величинами спроса и предложения, ограничения объема спроса, информации для принятия решения об объемах выпуска хлебопродуктов и их ассортимента. Все это содействует достижению гармонии интересов субъектов хлебного рынка. Эти функции ценовой механизм успешно выполняет в условиях сложившегося продовольственного рынка при наличии конкуренции среди производителей и потребителей хлебопродуктов2. Одной из актуальных проблем статистики потребительских цен является сбор достоверной качественной статистической информации, характеризующей адекватное представление об уровне, структуре и динамике цен на хлебопродукты. Все это предъявляет жесткие требования к исходному статистическому массиву, наиболее важные среди которых - адекватность, полнота, достоверность, оперативность и сопоставимость информации3.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.