English version

Архив номеров

Ермакова С.Э.

Название статьи:
Реинжиниринг бизнес-процессов в системе управления медицинской компанией

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы теории и практики процессно-ориентированного управления организациями в сфере здравоохранения. Даются рекомендации по интеграции решений по организации бизнес-процессов в корпоративную структуру и систему менеджмента качества.

Ключевые слова:
управление в здравоохранении, бизнес-процессы, реинжиниринг бизнес-процессов, процессно-ориентированное управление, система управления.

Содержимое статьи:
Основные вопросы, которые волнуют сегодня организации здравоохранения, - это эффективность управления, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью1. С целью их решения как один из вариантов можно рекомендовать процессно-ориентированные методы управления медицинскими учреждениями. Следует выделить два основных подхода к проектированию современных систем бизнеса: структурный и процессный. Первый основан на использовании организационной структуры предприятия - проектирование системы идет по подразделениям. Технологии деятельности всей организации в этом случае описываются через технологии работы его отделов. Главным недостатком данного подхода является привязка к организационной структуре, которая довольно часто меняется, что требует внесения необходимых коррекций в процессе реализации проекта. Несколько иначе обстоит дело при процес- сном подходе, когда организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов, которые, в отличие от организационной структуры, меняются достаточно редко. Процессный подход к анализу, моделированию бизнес-процессов и последующей разработке требований к информационным системам позволяет оперативно изменять и дорабатывать технологии, безболезненно (без остановки производства) модернизировать информационную систему компании. Наиболее эффективным направлением, реализующим процессный подход, в настоящее время является, по нашему мнению, реинжиниринг бизнес-процессов (BPR). BPR (Business Process Reingeniring) является направлением, возникшим на стыке двух различных сфер деятельности - управления и информатизации. Впервые термин “реинжиниринг бизнес-процессов” был введен Майклом Хаммером в 1990 г.2 За несколько лет реинжиниринг превратился в одну из ведущих и активно развивающихся концепций. В западном мире (в первую очередь, в США) реинжиниринг приобретает все большую популярность. С информационными технологиями здравоохранение знакомо уже давно. Первыми внедрили их в США и Великобритании3. ERP (Enterprise Resource Planning System - Система планирования ресурсов предприятия), BPR (реинжиниринг бизнес-процессов) используют многие ведущие зарубежные медицинские организации. В российскую медицину они тоже, наконец, пришли. Первопроходцами стали Иркутский диагностический центр4, лечебно-профилактические учреждения АО РЖД, ООО “Медицина для Вас” (г. Самара), которые с успехом внедрили процессное управление, автоматизирующие базовые бизнес-процессы. Сегодняшний рынок инструментальных средств поддержки BPR оценивается более чем в 100 млн. долл. и растет со скоростью около 60% в год. По результатам опроса, проведенного Emst & Young среди финансовых директоров 80 крупнейших компаний США, основной мотивацией проведения реинжиниринга было улучшение сервисa и качества продукции и услуг, а тaкже снижение расходов. М. Хаммер рассматривает BPR как революцию в бизнесе, которая знаменует отход от базовых принципов построения организаций и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Возможность такой революции была обусловлена, в первую очередь, новейшими достижениями в области информационных технологий, которые стали играть ведущую роль в моделировании бизнес-процессов.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.