English version

Архив номеров

Кашин А.И.

Название статьи:
Государственная инвестиционная политика: системный аспект

Аннотация:
В статье рассмотрены основные проблемы и перспективы формирования государственной инвестиционной политики на современном этапе. Предложен механизм реализации государственной инвестиционной политики с применением системного подхода.

Ключевые слова:
государственная инвестиционная политика, механизм реализации, системный подход.

Содержимое статьи:
В последнее время экономическая ситуация в мире меняется коренным образом в сторону усиления роли наукоемкого, высокотехнологического производства, от которого зависит уровень конкурентоспособности не просто промышленной отрасли, а всей страны в целом. В дальнейшем это приводит и к изменениям в структуре и объеме инвестиций, вкладываемых в экономику государства. В данном аспекте речь идет не столько об усилении государственного вмешательства в процесс инвестирования промышленных отраслей, сколько в поиск новых эффективных форм взаимодействия государства и частного сектора, целью которого будет выработка новой качественной экономической модели сотрудничества, позволяющей повысить инвестиционный потенциал экономики страны и ее способность к качественному освоению капитала. Проблеме теоретического обоснования механизмов государственного регулирования инвестиционных процессов посвящены труды таких отечественных ученых, как Н. Кондратьев, В. Новожилов, Л. Абалкин, А. Аганбегян, А. Бачурин, В. Кушлин, С. Глазьев, А. Ноткин, Ю. Яковец и др. Отметим, что государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Его объективная необходимость объясняется потребностью преодоления недостатков рыночного саморегулирования и выполнения экономических функций государства. Государственное регулирование экономики является чистым общественным товаром, потребителями которого выступают все члены общества, субъекты хозяйствования, общественные организации и т.п. Этот товар превращается в общественное благо в том случае, когда государственное регулирование обеспечивает экономическую эффективность и социальную справедливость. Сложной теоретической проблемой являются определения объекта государственного регулирования экономики, особенно это касается инвестиционной сферы. Исследование ученых и практическая деятельность государства в этой сфере хотя и имеет фундаментальный характер, однако отсутствует единое мнение относительно объекта непосредственного прямого регулирования. Наиболее агрегированным объектом государственного регулирования экономических процессов является экономическая система государства. Сложность воплощения таких объектов в четкие организационные формы предопределяет, как правило, опосредствованное влияние государства на функционирование и развитие подсистем, процессов, отношений, рынков и т.п. Непосредственным объектом государственного регулирования является инвестиционная деятельность в промышленности. Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется через государственное управление и рыночный механизм. Элементы государственного управления разделяют на прямые или административные (установление стандартов, квот, лимитов, прямое регулирование цен и заработной платы и т.п.), косвенные или экономические (финансовые - государственный бюджет, денежная, налоговая и кредитная политика, политика цен и доходов, финансовая помощь субъектам экономики: прямые субсидии, субвенции, льготное налогообложение; государственный заказ и займы, индикативное планирование, добровольное участие предприятий в выполнении государственных программ и т.п.). Экономические и административные методы тесно взаимосвязаны между собой. Так, любой экономический регулятор содержит элементы администрирования, поскольку контролируется тем или иным государственным органом. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть кое-что экономическое, т.е. он косвенно влияет на экономические действия субъектов хозяйствования.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.