English version

Архив номеров

Степанов В.А.

Название статьи:
Государственные корпорации как институт рыночной экономики

Аннотация:
В условиях макроэкономической нестабильности государство столкнулось с необходимостью консолидации ресурсов и покрытия дефицита бюджета, в том числе из взносов в уставный капитал корпораций. Большинство госкорпораций не располагают достаточными собственными средствами, и поступательная реорганизация отдельных из них является абсолютно оправданной.

Ключевые слова:
рыночная экономика, институт, государственные корпорации, антикризисная политика.

Содержимое статьи:
Антикризисная политика, проводимая правительством, оказала сильное влияние на деятельность госкорпораций. В результате под вопросом оказалось само существование государственной корпорации как формы юридического лица. Реформирование организаций в сложившихся условиях неизбежно, однако полный отказ от госкорпораций будет означать ликвидацию системы “институтов развития”, которые не могут существовать без господдержки. Сегодня необходимо поступательное совершенствование законодательства и привлечение частного капитала в наиболее конкурентоспособные отрасли. Мировой финансовый кризис стал мощнейшим потрясением для экономик как развитых, так и развивающихся стран. Долгое время правительства предпринимали попытки остановить экономический спад и снизить его негативное влияние на национальное хозяйство. Прогнозам аналитиков и экономистов, предсказывавших стабилизацию в третьем квартале 2009 г., не суждено было сбыться. Последние исследования говорят о том, что окончательный выход из рецессии и возобновление роста ВВП следует ожидаеть не раньше конца 2010 г. Уоррен Баффет, глава фонда Berkshire Hathaway и один из самых уважаемых финансистов в мире, утверждает, что восстановление американской экономики завершится не ранее чем через пять лет. Предсказать более-менее точную дату окончания кризиса сегодня невозможно, но это, пожалуй, не столь важно. История знала краткосрочные спады, превосходившие по своим последствиям более длительные. Важно попытаться оценить глубину экономического спада и определить “цену”, которую придется заплатить государству, чтобы восстановить экономику. Кризис оказывает также и позитивное влияние на экономику. Институты, образовавшиеся в период экономического подъема, проходят проверку на прочность и, доказав свою жизнеспособность в тяжелых условиях, становятся фундаментом для восстанавливающейся экономики. Важнейшей задачей правительства в период кризиса становится оценка объектов государственной собственности на предмет их финансовой устойчивости. Правительство должно действовать как коммерческая структура, что осложняется высокой социальной значимостью государственных предприятий. Однако изъятие средств из наименее устойчивых объектов позволит оптимально перераспределить ресурсы для эффективной антикризисной политики. Крупнейшим по аккумулируемым средствам институтом российской экономики является институт государственных корпораций. Еще до фактического образования первых госкорпораций экспертное и научное сообщество разделилось на сторонников и противников этого института. Когда же начался финансовый кризис, мнения относительно будущего госкорпораций окончательно разошлись. Сторонники утверждают, что госкорпорации за счет массивности и устойчивости будут противостоять кризису и станут “ядрами”, способными поддержать экономику и своих контрагентов. Противники же считают, что госкорпорации - продукт сытых времен, их давно нужно было закрыть и это сделает кризис. Напомним, что юридической основой создания института стал федеральный закон “О некоммерческих организациях”. Первый пункт ст. 7.1 закона закрепляет положение о том, что государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций. Данный федеральный закон носит рамочный характер, а цели создания, порядок управления деятельностью, реорганизации, ликвидации и тому подобное устанавливаются отдельным федеральным законом. Несмотря на то, что рамочный закон содержит лишь общее определение госкорпораций, оно, тем не менее, требует уточнения. Во-первых, российское законодательство дает более или менее ясное представление о социальных и управленческих функциях, но не содержит четких разъяснений относительно общественно-полезных функций, что создает риск нецелевого расходования средств. Во-вторых, статья говорит о том, что ключевой характеристикой госкорпорации является имущественный взнос государства, передаваемый в собственность корпорации. Одновременно государство сохраняет право назначать руководителя корпорации и создавать наблюдательный совет. Таким образом, госкорпорация становится собственником переданного имущества, лишаясь при этом права назначать руководителя организации. Иными словами, закон фактически вводит новый вид собственности, который нельзя отнести ни к одной из существующих групп: государственной, частной или муниципальной. Ключевые цели создания госкорпораций за- креплены в федеральных законах, регулирующих их деятельность. Согласно ст. 4 федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”», целями создания организации является проведение государственной политики и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии и обеспечение единства управления организациями атомного энергопромышленного комплекса. Федеральным законом «О государственной корпорации “Ростехнологии”» закреплено, что целью деятельности государственной корпорации “Ростехнологии” является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс. А федеральный закон “О Банке развития” утверждает Банк развития как организацию, действующую в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, поддержку экспорта российских товаров, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. Из целей создания крупнейших корпораций следует, что государственные корпорации - это организации, созданные для управления государственным имуществом и реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики посредством использования ресурсов государства в реальном и финансовом секторах. Важно отметить, что базой для создания большинства государственных корпораций стали крупнейшие организации советской эпохи. Банк развития был создан на базе Внешэкономбанка, который представлял собой эффективный механизм для реализации крупных проектов. В его послужном списке находятся такие проекты, как строительство “АВТОВАЗа”, “КамАЗа”, возведение Асуанской плотины, металлургического завода “Бхилаи”, атомных электростанций в Индии и Китае. Государственная корпорация “Ростехнологии” объединила в себе более 400 предприятий, около 250 из которых предприятия оборонно-промышленного комплекса - самого крупного сектора советской экономики. Эти организации пережили потрясения перестройки и кризиса 1998 г. и сегодня вместе с крупнейшими сырьевыми холдингами формируют экономический фундамент российской власти.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.