English version

Архив номеров

Парфентьева О.В.

Название статьи:
Процессный подход как инновационный метод управления основными образовательными программами в филиале образовательного учреждения

Аннотация:
Рассмотрено управление образовательной программой в филиале образовательного учреждения на основе процессного подхода как инновационного метода управления. Проанализированы результаты интернет-тестирования и тестирования в процессе внешней экспертизы как критерия качества образовательных услуг. Предложены варианты управленческих решений.

Ключевые слова:
совершенствование организации управления в сфере услуг; процессный подход; качество образования; управление основной образовательной программой в филиале; интернет-тестирование, тестирование студентов в процессе внешней экспертизы структурного подразделения образовательного учреждения.

Содержимое статьи:
В условиях рыночной экономики управление образовательной программой в филиале как структурном подразделении образовательного учреждения с целью улучшения качества образовательных услуг целесообразно осуществлять на основе процессного подхода. Инновационная деятельность представляет создание или реализацию прогрессивных нововведений в различных сферах, в том числе и в управленческой деятельности. К нововведениям можно отнести внедрение управленческих и организационных решений в структурном подразделении образовательного учреждения. Процесс определяется стандартными характеристиками, которые имеют свои особенности в любой организации. Поэтому при стандартизации процессного подхода его идентификация и характеристики носят индивидуальный характер, в чем проявляется инновационная деятельность как результат усовершенствованных решений в области менеджмента качества. Применение системы процессов в образовательном учреждении наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также с управлением процессами можно считать процессным подходом. Среди всех видов деятельности и процессов академии, согласно рекомендациям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-20081, заложено требование идентификации процессов по измерению, анализу и улучшению. Первым среди этих видов деятельности является “Измерение, анализ и улучшение”, к которому можно отнести интернет-тестирование и тестирование в процессе внешней экспертизы. Участие Сибирской академии права, экономики и управления в интернет-тестировании позволяет получать информацию об уровне знаний студентов по всем образовательным программам. В 2009/2010 учебном году были предложены тесты по 52 дисциплинам циклов. Оценка результатов осуществляется на основе показателей соответствия подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов. Наиболее результативным показателем процесса обучения может служить реальный уровень знаний и умений, которые демонстрируют студенты после изучения соответствующих дисциплин в качестве остаточных знаний. Далее осуществляется обработка результатов тестирования и подготовка аналитических отчетов по каждой дисциплине, образовательной программе и академии в целом, которые могут быть использованы потребителями для управления процессом реализации основных образовательных программ. Модель постоянного улучшения качества продукции (услуги) ориентирована на удовлетворение запросов потребителей. Процесс должен иметь следующие характеристики: владелец процесса, вход и выход процесса, необходимые ресурсы, требования потребителей. На входе процесса устанавливаются требования потребителей, на выходе процесса эти требования должны быть удовлетворены. Владельцем процесса тестирования студентов (интернет-экзамен, тестирование при аккредитации) является проректор по учебной работе. На входе процесса устанавливаются требования со стороны потребителей: выявить соответствие качества образования по дисциплинам, образовательным программам и в целом по образовательному учреждению требованиям государственных образовательных стандартов. Можно определить четыре группы потребителей процесса интернет-экзамена: ректорат, деканаты и кафедры, профессорско-преподавательский состав и общество в целом. Ректорат как первую группу потребителей на входе процесса интересует степень соответствия качества образования в академии установленным требованиям. Показателем выполнения требований государственных образовательных стандартов является процент студентов, освоивших все дидактические единицы. Процент студентов, полностью освоивших все контролируемые дидактические единицы дисциплины, устанавливается на уровне 50%. Согласно разделу 8.2.4 “Руководства по качеству” Сибирской академии права, экономики и управления, ректорат осуществляет мониторинг и оценку компетенций студентов. Данные мониторинга через интернет-экзамен позволяют оценить уровень преподавания по образовательным программам. В аналитическом отчете по итогам интернет-экзамена представлены диа- граммы ранжирования основных образовательных программ вузов по показателю освоения дисциплины на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Диа- грамма показывает место академии среди всех образовательных учреждений, принимавших участие в экзамене по степени подготовки студентов по дисциплинам. Деканаты и кафедры как потребителей на входе процесса интересует более подробная информация. Оценка освоения дисциплин осуществляется по двум параметрам: процент студентов, освоивших не менее 70 и 100% дидактических единиц. Показатель в 70 % дидактических единиц позволяет выявить студентов, которые в своей учебной и практической деятельности смогут самостоятельно исправить свои ошибки. Элемент самостоятельности в процессе обучения весьма актуален, поскольку важнейшая цель образования - привить человеку навыки самостоятельного обучения. Поэтому данный показатель рассматривается как положительный результат, хотя и не абсолютный. Потребителями процесса тестирования являются и преподаватели отдельных дисциплин. На входе процесса их интересует более конкретная информация: структура теста, содержание по дидактическим единицам, содержание вопросов теста, насколько хорошо подготовлены студенты по каждой дидактической единице и отдельным темам дисциплины, какова степень освоения отдельных тем группой студентов. Потребителем процесса тестирования является и общество, которое через интернет-экзамен и проведение процедуры внешней экспертизы осуществляет текущий контроль качества образования в высших учебных заведениях различных регионов страны. На входе процесса тестирования имеет место потребляемый ресурс, например, люди, информация, документация, материальные и другие ресурсы, которые преобразуются в ходе процесса в выход. Прежде всего, это люди, обеспечивающие процесс проведения интернет-экзамена: директора институтов и деканы факультетов, заведующие кафедрами, методисты, преподаватели, студенты. Управление людьми предполагает распределение функций и обязанностей между участниками процесса, что находит отражение в матрице ответственности. Материальные ресурсы - это учебные классы и компьютеры, необходимая литература, программный модуль “Камертон”, используемый для обработки полученных результатов тестирования. Информация по проведению интернет-экзамена - это перечень требуемых документов, план проведения процедуры, режим тестирования: on-line (of line). Документация создается в процессе подготовки и по результатам интернет-экзамена. Это система интернет-тренажеров по дисциплинам профессионального образования; обработка результатов тестирования методами классической либо современной теории тестирования; подготовка аналитических отчетов по каждой дисциплине, образовательной программе, академии в целом. По результатам процесса проведения интернет-экзамена, по каждому аналитическому разделу вносятся предложения по совершенствованию. На выходе процесса потребители получают информацию в виде аналитического отчета по каждой дисциплине, образовательной программе, академии в целом. На выходе процесса могут быть так же, как и на входе, информация, документация, люди и т. д., которые были преобразованы в ходе процесса в выход и имеют своего потребителя. На выходе процесса - профессорско-преподавательский состав, который повысил квалификацию за счет систематизации знаний по читаемым дисциплинам. Наибольшую ценность представляет собой информация о результатах тестирования и сами тесты, необходимые для применения в учебном процессе. Очевидно, что каждый процесс связан с затратами и увеличивает стоимость ресурсов. Процесс нельзя рассматривать как простой набор выполнения определенных работ.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.