English version

Архив номеров

Скоблева Э.И.

Название статьи:
Ресурсно-факторный потенциал реформирования системы высшего профессионального образования

Аннотация:
В статье представлены подходы к исследованию ресурсно-факторного потенциала производства товаров и услуг; выявлены факторы модернизации системы высшего профессионального образования.

Ключевые слова:
производственная функция, образовательная услуга, модернизация.

Содержимое статьи:
Исследование и практическое разрешение противоречий, определение перспектив и механизмов регулирования процессов модернизации высшего профессионального образования (ВПО) требуют выявления не только условий и моделей реформирования, но и совокупности ресурсов, которые, будучи задействованными в процессе реформирования, станут факторами стратегии модернизации ВПО. Таким образом, важно определить потенциальные возможности трансформационных изменений в сфере ВПО, т.е. выявить те факторы стратегии, воздействие на которые обеспечит достижение заданной цели. При этом необходимо разграничить категории “условие”, “ресурс” и “фактор”. Условия означают наличие сложившихся в данном пространственно-временном континууме обстоятельств социально-экономического окружения, от которых зависят возможности модернизации системы ВПО. Ресурсы - это доступная, потенциально возможная к использованию материальная и нематериальная база отрасли образования. Факторы - это часть ресурсов, непосредственно во- влеченных в процесс реформирования системы ВПО. В современной экономической теории доминирует устоявшийся взгляд на теорию факторов производства, разработанную в рамках австрийской, кембриджской и американской научных школ неоклассического периода развития экономической мысли. Применительно к стратегическому процессу в 80-х гг. XX в. Б. Вернерфельтом была разработана теория ресурсной базы, которая существенно отличалась от традиционного подхода. Стратегия крупной фирмы или отрасли должна включать в себя стремление к достижению равновесия между эксплуатацией существующих ресурсов и развитием новых1. Эта теория основывалась на идеях Э. Пенроуз, изложенных еще в конце 50-х гг. XX в. Если, например, организация разработала новый продукт или технологию, отличающиеся от основного направления ее деятельности, она не может продать их другой компании, так как та не в состоянии правильно оценить этот новый товар, услугу, технологию и, следовательно, не захочет покупать. Только наладив собственное производство и систему продаж, возможно выиграть от реализации нового товара или услуги и получить преимущества перед конкурентами. Таким образом, уникальность составляет основу для развития: создавая единственные в своем роде товары или услуги, организации одновременно развивают уникальные возможности, или ресурсы. Вкладывая средства в исследования и развитие, диверсифицируя деятельность, оптимально распределяя ресурсы на создание типичных и инновационных продуктов, организации (в рамках отрасли) или отрасли (в масштабе межгосударственных отношений) создают стратегические преимущества. В стройную теорию идеи ресурсной базы в начале 90-х гг. XX в. оформил Д. Барни. Ресурсы есть стандартный блок, к которому относятся все активы, возможности, организационные процессы, информация, знания и т.д., контролируемые организацией (отраслью) и позволяющие ей создавать и осуществлять эффективные стратегии. Ресурсы делятся на материальные капитальные (технологии, заводы, оборудование, географическое положение, доступ к сырью и пр.), человеческие капитальные (подготовка кадров, опыт, взаимоотношения, интеллект и пр.) и организационные (формальные система и структура, а также неформальные отношения между группами)2.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.