English version

Архив номеров

Конина О.В.

Название статьи:
Перспективы и закономерности развития рынка образовательных услуг

Аннотация:
В статье обосновано, что в настоящее время рынок образовательных услуг находится в процессе трансформации. Количественными индикаторами трансформационных процессов являются показатели приема абитуриентов в образовательные учреждения страны, которые свидетельствуют, что основными качественными тенденциями развития рынка в ближайшие годы станут: перераспределение спроса на образовательные услуги и формирование целевой структуры спроса под воздействием государственного влияния, а также рост мобильности образовательного процесса - технической мобильности и инновационно-маркетинговой мобильности образовательных учреждений.

Ключевые слова:
рынок образовательных услуг, трансформация, перераспределение спроса, целевая структура, мобильность.

Содержимое статьи:
Развитие современного рынка образовательных услуг - продолжительный и многосторонний процесс. Ошибочно полагать, что рынок образовательных услуг представляет собой статичное образование с фиксированными взаимосвязями. Напротив, основной особенностью данного рынка является его динамическая сущность. Динамичность развития рынка образовательных услуг проявляется как в изменении самой структуры агентов рынка, так и в изменении содержания образовательных процессов, т.е. продуктов данного рынка. Рассмотрим обозначенные тенденции подробнее. В первую очередь, процессы развития рынка образовательных услуг проявляются в том, что доля государственного участия в рыночных взаимодействиях с каждым годом постепенно сокращается. Приведем данные, иллюстрирующие динамику приема абитуриентов в государственные и муниципальные образовательные учреждения в 2009 г. (рис. 1). Данные рисунка свидетельствуют, что прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней составил 559,8 тыс. чел. и сократился по сравнению с 2008 г. на 1,0 тыс. чел., или на 0,2%. Удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение уменьшился на 0,9% и составил 57,9% от общего числа принятых.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.