English version

Архив номеров

Смирнов Д.А.

Название статьи:
Основные направления торгово-экономического сотрудничества России и ЕС в начале ХХI в.

Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления и перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Европейского союза в условиях формирования полицентричной модели мироустройства. Анализируются проблемы двухсторонних экономических отношений и перспективы заключения нового договора между Россией и ЕС (СПС-2).

Ключевые слова:
торгово-экономическое сотрудничество, диверсификация российского экспорта, саммит Россия - ЕС.

Содержимое статьи:
Анализируя тенденции развития мирового хозяйства в среднесрочной перспективе, можно полагать, что в системе многовекторного торгово-экономического сотрудничества России взаимосвязи со странами Европейского союза будут сохранять свою существенную роль. Вместе с тем при анализе перспектив данного сотрудничества необходимо учитывать, что в рамках формирования полицентричной модели мироустройства происходит смещение центров экономического и политического влияния в глобальном масштабе. “Происходящий ныне перенос богатства и экономического влияния - грубо говоря, с Запада на Восток - по размерам, скорости и направленности потока не имеет прецедентов в современной истории” 1. Но и в предыдущем докладе Национального разведывательного совета США указывалось, что “к 2020 г. глобализация, вероятно, примет более “незападный” облик”2. За последние годы в связи с расширением ЕС значительно усилилась европейская направленность внешней торговли России. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2007 г. на страны ЕС приходилось 51,3% внешнеторгового оборота РФ, в 2008 г. - 52,0%, в 2009 г. - 50,3%, доля же ЕС в мировом ВВП ниже 1/4 и имеет тенденцию к снижению. На долю стран Юго-Восточной Азии в 2009 г. приходилось 20,7% внешнеторгового оборота России, в то же время доля этих стран в мировом ВВП составляет примерно 25% (см. таблицу). С учетом отмеченных обстоятельств одной из важнейших задач для России должно стать выстраивание стратегического партнерства со странами Евросоюза на равноправной и взаимовыгодной основе. В рамках такого стратегического партнерства, как отмечается во “Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года”, должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, научно-технического, технологического потенциала Евросоюза для создания на практике инновационной экономики России, а с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес3. Необходимо отметить, что в данном случае проблема состоит в том, что мероприятия по экономическому сближению со странами Евросоюза и Европы в целом должны быть подчинены стратегическим задач долгосрочного социально-экономического развития России и не должны вступать в противоречие с интеграционными процессами на политическом и экономическом пространстве СНГ. В рамках собственно экономического сотрудничества с Евросоюзом приоритетными направлениями должны стать: · доступ к европейским технологиям; · сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования; · стратегическое партнерство в сфере энергетики; · развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров; · устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки. Организационной базой развития указанных направлений сотрудничества должен стать новый Договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 4. Необходимо учитывать, что активизация торгово-экономического сотрудничества России и Евросоюза не отменяет, а предполагает развитие разнообразных форм двустороннего сотрудничества России и отдельных стран ЕС, особое место среди которых занимают наиболее крупные страны-партнеры. Первое место среди названных стран, очевидно, будет продолжать занимать Германия. Наиболее активным будет здесь двустороннее сотрудничество в энергетической сфере. Одновременно с этим может и должна усилиться технологическая взаимозависимость между Россией и Германией, базирующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте современных технологий и высокотехнологического оборудования из Германии. Существенное место в двустороннем сотрудничестве будет продолжать занимать Франция. При этом акценты во взаимодействии двух стран должны быть сделаны на реализации крупных проектов в высокотехнологичных областях (таких как аэрокосмическая отрасль, транспорт, АПК, автомобилестроение, нанотехнологии). Активным, учитывая позитивные тенденции во взаимодействии этих стран в последние годы, будет торгово-экономическое сотрудничество России и Италии - как в энергетической области, так и в других областях (аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство потребительских товаров). Должны получить свое развитие формы научно-технической и производственной кооперации. Учитывая многолетний характер добрососедских отношений между Россией и Финляндией, совпадение или близость позиций этих стран по многим международным проблемам, их двустороннее сотрудничество может получить дальнейшее развитие, прежде всего в таких отраслях, как лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, информационные технологии, транспорт и энергетика. Во взаимодействии со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) чрезвычайно важно восстановить кооперационные связи и инвестиционное сотрудничество, одновременно расширяя присутствие и деятельность российских компаний на рынках этих стран. Эти страны объективно сохраняют свое значение как важные транспортные территории и коридоры для экспорта российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу. Применительно к странам Балтии хотелось бы подчеркнуть их особую значимость для России с учетом переплетения вопросов внешнеэкономического порядка, транспортных транзитных связей, энергетического сотрудничества с вопросами национальной безопасности России и защиты прав наших соотечественников. Другой специфической особенностью данного региона будет существенная роль приграничного сотрудничества, которое в значительной мере будет определять уровень жизнеобеспечения Калининградской области Российской Федерации. Существенное значение в решении проблем активизации и повышения эффективности торгово-экономического сотрудничества России и Евросоюза имеет развитие в нашей стране институтов обеспечения внешнеэкономической политики и совершенствования государственной поддержки российского экспорта как фактора его прогрессивной диверсификации.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.