English version

Архив номеров

Боженко Е.В.

Название статьи:
Проблемы развития рынков природного газа стран ЕС и Турции

Аннотация:
В статье рассмотрены преобразования, происходящие на рынке природного газа стран ЕС и Турции в соответствии с изменениями в современных нормативно-правовых документах регулирования рынка природного газа. На основе анализа встречных экспортно-импортных поставок природного газа стран ЕС выделены новые тенденции увеличения числа участников рынка, осуществляющих перераспределение импортируемого природного газа другим странам ЕС в форме реэкспорта, что необходимо учитывать при выборе путей оптимизации экспорта российского природного газа.

Ключевые слова:
рынок природного газа ЕС, Турция, оптимизация экспорта российского газа, опции Третьего энергетического пакета, газовая транспортная инфраструктура ЕС, экспортно-импортные поставки природного газа.

Содержимое статьи:
Преобразование энергетических рынков стран ЕС осуществляется в рамках Третьего энергетического пакета, подготовленного Комиссией ЕС, принятого Европейским Парламентом в апреле 2009 г. и вступившего в силу 25 июня 2009 г. после утверждения Советом ЕС. Основные положения, содержащиеся в Третьем энергетическом пакете, касаются таких вопросов, как имущественно-правовое разделение энергетических компаний, доступ компаний третьих стран на рынок природного газа ЕС, которые в свою очередь могут существенным образом как повлиять на формирование энергетических стратегий стран ЕС, так и напрямую затронуть интересы российских экспортеров природного газа. В соответствии с европейским законодательством страны ЕС обязуются внести основные изменения в действующее национальное законодательство в течение 18 месяцев с момента вступления в силу соответствующих Директив ЕС по Третьему энергетическому пакету, а в сфере имущественно-правового разделения компаний - в течение 30 месяцев, т.е. до 2012 г. В то же время не все положения документа согласованы странами ЕС. Главным проблемным вопросом, вызывающим дискуссии стран ЕС, является положение, касающееся имущественно-правового разделения компаний. Компаниям ЕС было предложено три способа отделения производства и снабжения от инфраструктуры по транспортировке природного газа. Наиболее строгим способом является разделение активов, когда компании, осуществляющие производство или снабжение на рынке природного газа, обязуются продать часть своих активов по транспортировке природного газа. Данный способ имущественно-правового разделения уже реализован в Великобритании и, как отмечают, способствовал развитию ее инфраструктурных проектов. Дания и Нидерланды также выступили в поддержку вышеописанного способа разделения компаний. Вторым способом разделения является образование независимого системного оператора (ISO), назначаемого национальными регулирующими органами с согласия Комиссии ЕС. При этом вертикально интегрированные энергетические компании смогут сохранить в собственности транспортные системы, но потеряют контроль над их управлением, включая принятие коммерческих и инвестиционных решений, которое будет осуществляться независимой компанией (ISO). Рассмотренные выше два способа вызвали резкую критику ряда стран ЕС. По инициативе Германии и Франции, которую поддержали Австрия, Болгария, Греция, Люксембург, Латвия и Словакия, в текст Энергетического пакета ЕС была внесена третья опция разделения компаний. Эта опция предусматривает создание независимого транспортного оператора (ITO). Третий способ разделения компаний позволяет сохранить право собственности на газовые транспортные сети при условии создания наблюдательного органа за осуществлением операций по транспортировке природного газа из представителей компании, акционеров других компаний и представителей самой транспортной компании. При внесении изменений в национальное законодательство на рынке природного газа стран ЕС выбор каждой страной опции по разделению транспортных и сбытовых компаний будет зависеть от уровня развития экспортных и транзитных операций страны - члена ЕС. Поэтому страны, осуществляющие импортные операции на рынке природного газа и не осуществляющие значительных экспортных операций, будут склонны к выбору первой строгой опции по разделению активов, которая в наибольшей степени защищает интересы потребителей. В то же время для России наиболее выгодно осуществлять сотрудничество со странами, которые выберут наиболее мягкие требования к разделению компаний, т.е. третью опцию. В этом случае совместные предприятия компании “Газпром” смогут сохранить свое участие в компаниях по транспортировке и поставке природного газа конечным потребителям этих стран. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция сближения рынков природного газа Турция и стран ЕС. Сближение этих рынков обусловлено стремлением Турции осуществлять транзитные и реэкспортные операции в странах ЕС. Турция является крупнейшим импортером природного газа, а также участвует в международных проектах, связанных с поставками природного газа в страны ЕС. Для Турции наиболее выгодно осуществлять сотрудничество со странами ЕС, которые выберут наиболее мягкие требования к разделению компаний, т.е. третью опцию. В настоящее время Турция активно проводит либерализацию внутреннего рынка по модели стран ЕС. Основные методы либерализации рынка Турции, такие как разделение компаний, доступ “третьей стороны” и создание независимого органа регулирования рынка, аналогичны методам либерализации, содержащимся в Газовых директивах стран ЕС. Чтобы показать, насколько сблизились позиции Турции и стран ЕС в области регулирования газовых рынков, обратимся к таблице, в которой приведено сопоставление основных положений нормативных документов газового рынка стран ЕС и Турции, направленных на либерализацию энергетических рынков этих стран.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.