English version

Архив номеров

Поскакалов К.Ф.

Название статьи:
Инструментальное средство поддержки комплексной многомерной модели качества программных средств

Аннотация:
В статье рассматривается инструментальное средство, позволяющее комплексно оценивать текущее состояние в области качества компаний, связанных с разработкой и эксплуатацией программных средств. Также средство, используя аппарат теории графов, помогает определить программу совершенствования качества для вышеуказанных компаний.

Ключевые слова:
качество программного обеспечения; модель качества ПС, инструментальное средство, метрики качества, качество продукта, задача коммивояжера, совершенствование качества.

Содержимое статьи:
Задача по обеспечению качества программных средств (ПС) по-прежнему остро стоит в области программной инженерии. Для решения этой задачи используются модели качества программных средств. Одной из таких моделей является комплексная многомерная модель качества (КММК) ПС1. В основе модели лежит понятие “куб качества”, который представляет собой геометрическую фигуру, иллюстрирующую комплексный подход к качеству разработки и эксплуатации программных средств (рис. 1). Первое измерение - сущности Фентона (в трактовке К. Баллы)2: управление проектом, технический процесс, продукт. Это измерение обозначается как “Сущность качества” (ось X). Второе измерение - уровень детализации сущностей качества: определение, характеристика, метрика. Обозначается как “Уровень детализации” (ось Y). Третье измерение - точка зрения на качество различных групп заинтересованных лиц: заказчика, пользователя, поставщика, разработчика, персонала сопровождения. Данное измерение соответствует взгляду на качество различных групп ролей, принимающих участие в жизненном цикле программных средств (ЖЦПС) - ось Z. Группы ролей сформулированы на основе исследования современных международных стандартов, связанных с программными средствами. Каждая точка в кубе описывается трехмерной координатой. Например, метрики управления проектом с позиции пользователя имеют координату Q1 (УП,МЕТ,USER). Каждая точка характеризует различные аспекты состояния исследуемой компании в области качества программных средств.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.