English version

Архив номеров

Михалёнок Н.О.

Название статьи:
Математические аспекты интеграционных методов управления

Аннотация:
В статье рассматривается понятие интеграции как объективного явления; прослеживается ее взаимосвязь не только с экономикой, но и с рынком образовательных услуг; характеризуются показатели интеграционного процесса как совокупность неотрицательно определенных непрерывных случайных величин с известными или планируемыми математическими ожиданиями.

Ключевые слова:
интеграция, математические ожидания, случайная величина, рисковая стоимость.

Содержимое статьи:
Не случайно на рубеже ХХ - ХХI вв. рост интеграционных процессов приобрел стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения в связи с появлением рынка образовательных услуг, нарастание все новых и сложных противоречий социально-экономического развития образовательного уровня, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие от прошлого, поставили мир перед решением комплекса проблем, касающихся выживания человечества и природы. Интеграционные процессы являются главным направлением формирования рынка образовательных услуг. Ряд стран давно уже прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие страны и регионы еще не подошли к нему. Эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как для национального, так и для интернационального развития образования - от простого объединения через компромисс к гармонизации интересов участников интеграции. Однако, видимо, существуют объективные границы эффективности интеграции. Уже сейчас они вызывают большие и болезненные проблемы: какова дальнейшая судьба этнонациональных структур? насколько прочными будут гарантии региональной и национальной образовательной безопасности? что можно предложить взаймы национальному образованию? будет ли меняться менталитет регионов и населения? реальна ли перспектива превращения различных интеграционных моделей в единый мировой интеграционный конгломерат и куда “исчезнут” при этом национальные образовательные учреждения? Интеграция - объективное явление, но человечество еще должно научиться использовать его в интересах общего и устойчиво безопасного образования и развития. Наряду с эффективностью, интеграция - одна из сложнейших философских, политических, экономических, социальных и производственных категорий. Можно обнаружить не только ее взаимосвязь с экономикой, но и с новой категорией - структурой рынка образовательных услуг. Это новое теоретическое положение имеет особо важное значение для дальнейшего исследования на основе системного подхода к выработке практических рекомендаций с целью эффективного управления рынком образовательных услуг в условиях регулируемых рыночных отношений. Как экономическая категория, интеграция отражает множественность свойств, форм, процессов, явлений, под которой следует в первую очередь понимать совокупность наиболее существенных форм, признаков, особенностей, отличающих одни объединения, процессы от других. Но интеграция - понятие относительное, так как для интегральной (обобщенной) ее характеристики важно изучение взаимосвязей и сравнение ее различных свойств между собой, а также со свойствами других видов объединений. Неотъемлемым свойством интеграции является ее способность удовлетворять определенные потребности и видоизменяться в соответствии с интересами и целями. Поэтому сущность интеграции заключается в эффективности функционирования. При рассмотрении динамики интеграции крайне важно определить внешние причины и факторы преобразования и развития. Для оценки и всестороннего анализа интеграции как социальной экономико-образовательной категории целесообразно выделить три основных понятия: 1. Простая интеграция, которая характеризуется одним главным натуральным показателем или свойством, отражающим эффективность, при условном абстрагировании от всех остальных свойств или показателей. 2. Сложная интеграция, которая характеризуется всеми остальными показателями или свойствами при условном абстрагировании от всех стоимостных показателей (например, совокупность по некоторой норме обобщающих натуральных показателей).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.