English version

Архив номеров

Рожков М.Н.

Название статьи:
Предпосылки развития адаптивного управления и факторы изменчивости бизнес-среды

Аннотация:
В статье исследуются основные предпосылки развития теории и практики адаптивного управления социально-экономическими системами. Перманентно изменяющаяся бизнес-среда хозяйствующего субъекта рассматривается с точки зрения факторов ее изменчивости и последствий этих изменений для хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова:
адаптивность, адаптивное управление, факторы изменчивости, бизнес-среда.

Содержимое статьи:
В процессе экономической деятельности субъекты экономики взаимодействуют с такими элементами внешней среды, как потребители, конкуренты, государственные учреждения, поставщики, финансовые организации и т.п. В результате взаимодействия с объектами внешней среды образуется бизнес-среда, под которой будем понимать “совокупность многих субъектов экономики (с их взаимосвязями и взаимоотношениями) и факторов внешней среды, оказывающих воздействие на этот субъект экономики” (рис. 1)1. Большой экономический словарь под редакцией Д.Н. Азрилияна определяет понятие “внешняя среда” субъекта экономики как “все то, что воздействует на субъект экономики из окружающей среды; включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям” субъекта экономики2. Системный подход определил необходимость рассмотрения субъекта экономики в контексте его взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой. Таким образом, и бизнес-среду необходимо рассматривать в неразрывной связи с внешней средой. Современная экономическая система характеризуется постоянным увеличением темпов происходящих в ней изменений в условиях протекания процессов мировой интеграции и глобализации. Деятельность экономического субъекта в условиях перманентно изменяющейся бизнес-среды представляет собой непрерывный процесс адаптации к изменениям и активному формированию этих изменений. Основными факторами, влияющими на изменчивость бизнес-среды, являются следующие (см. таблицу). Глобализация бизнеса как фактор его изменчивости возникла на рубеже ХХ и XXI вв., она приобрела всеохватывающий саморазвивающийся характер, в ее основе - процессы всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Новые информационные и коммуникационные технологии обеспечили появление новых моделей управления экономическими субъектами в условиях интеграции и формирования глобальных сетевых бизнес-взаимодействий. Сетевое взаимодействие характеризуется такими свойствами, как глобальность, экстерриториальность, общедоступность, интерактивность, анонимность и др. Сетевая экономика определяется как “среда, в которой любая компания или индивид, находящийся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена и ноу-хау или просто для удовольствия”3.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.