English version

Архив номеров

Синютин О.А.

Название статьи:
ИТ-аутсорсинг как инструмент повышения экономической эффективности компании

Аннотация:
В статье проводится всесторонний анализ понятия аутсорсинга информационных технологий. Автор подробно рассматривает основные виды ИТ-аутсорсинга, сформировавшиеся в мировой практике. Кроме того, в статье анализируются основные барьеры, препятствующие динамичному развитию ИТ-аутсорсинга на отечественном рынке услуг в сопоставлении с опытом зарубежных стран. Рассматривая основные преимущества и недостатки ИТ-аутсорсинга применительно к российским реалиям, автор приводит рекомендации по его эффективному использованию в компаниях, достигших определенного уровня зрелости.

Ключевые слова:
ИТ-аутсорсинг, аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, повышение эффективности, сорсинг, ИТ-процессы, ИТ-ресурсы, инсорсинг, мультисорсинг, хостинг.

Содержимое статьи:
Несмотря на достаточно широкое употребление термина “аутсорсинг информационных технологий” (далее - ИТ-аутсорсинг) и массу споров относительно того, что же именно он собой представляет, данный вид услуги стремительно завоевывает свои позиции на рынке информационных технологий. В эпоху глобальных перемен, повышения роли информации и всепоглощающего процесса глобализации в конкурентной борьбе способны выжить и достичь лидирующего статуса лишь те компании, которые осознают необходимость своевременного построения верной стратегии развития бизнеса и предпринимают в этом направлении необходимые тактически выверенные действия. Современная среда требует мобильности, гибкости и зачастую не только верного, но и быстрого принятия решений. У крупных и средних компаний в условиях стремительного прогресса, появления массы новых услуг и достойных конкурентов нет времени на постепенное осмысление и внедрение новых продуктов. Конкурирующие фирмы бросают вызов за вызовом, выражающиеся в улучшенном качестве предоставляемых услуг, их разнообразии, а также более выгодной стоимости. Менеджеры все чаще обращаются к опыту развитых стран в попытке повысить эффективность деятельности своих компаний. В связи с вышеописанными процессами понятие аутсорсинга информационных технологий приобретает особую актуальность. Чтобы перевести проблематику ИТ-аутсорсинга как инструмента, повышающего экономическую эффективность компании, на новый, более глубокий аналитический уровень, на взгляд автора, необходимо начать с этимологии данного термина. Следует отметить, что в России на сегодняшний день отсутствует устоявшийся термин, позволяющий наиболее точно определить понятие ИТ-аутсорсинга, а существующие определения зачастую лишены научной основы и представляют собой дословный перевод с английского языка. Причиной этому служит заимствование как самого термина “аутсорсинг”, так и опыта применения данной услуги из зарубежной практики. Таким образом, в литературных источниках наиболее часто встречается следующее определение: “аутсорсинг” произошло от английского “outsourcing” и означает использование внешних ресурсов, а также передачу выполнения функций сторонней организации1. В нашей стране под аутсорсингом, как правило, подразумевается любое использование компанией внешних ресурсов и часто выполнение именно разовых проектов. В связи с этим необходимо отметить, что аутсорсинг представляет собой услуги, оказываемые сторонними организациями на постоянной основе, и связан с реализацией функций и бизнес-процессов предприятия в долгосрочной перспективе. Как видим, аутсорсинг является стратегическим инструментом управления организацией. В последнее время аутсорсинг информационных технологий вызывает особый интерес у научного сообщества, поскольку стремительно развивающиеся высокие технологии, направленные на повышение экономической эффективности компаний, при неправильном подходе к их внедрению и адаптации являются причиной значительных финансовых потерь.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.