English version

Архив номеров

Стеклова О.Е.

Название статьи:
Оценка силы организационной культуры и направления ее развития

Аннотация:
В статье описывается способ оценки силы организационной культуры и предлагается направление ее развития в условиях неопределенной внешней среды.

Ключевые слова:
сила организационной культуры, ценности, нормы, развитие организационной культуры.

Содержимое статьи:
Организационная культура, как система ценностей, норм и культурных форм, независимо от содержания становится мощным ориентиром и регулятором поведения, если обладает достаточной силой. Большая сила культуры может стать серьезным тормозом на пути изменений, следовательно, необходимо измерить и оценить составляющие силы культуры для получения за- планированного эффекта от изменения организационной культуры. Сила культуры - параметр, который показывает, сколько членов организации разделяют стержневые ценности, насколько четко они их выделяют как главные, признают их таковыми и привержены им1. Измерение силы культуры проводится с помощью опроса, в котором устанавливается степень распространенности и круг тех ценностей, которые определяют содержание организационной культуры. Организации с сильной культурой имеют согласованный набор ценностей и норм, тесно связывающих членов друг с другом и способствующих их вовлеченности в процесс достижения организационных целей, что приводит к более продуктивной деятельности. Слабая культура характеризуется размытым ценностным ядром, в состав которого включается большое количество ценностей, и они не принимаются большинством сотрудников. В силу этого она не способна четко ориентировать персонал организации и не позволяет руководителю предсказывать поведение работников. Культура характеризуется низкой степенью совпадения выборов основных ценностей, в ней трудно выделить ценностное ядро, при этом нормативная составляющая также недостаточно развита или противоречит ценностной составляющей, что обусловливает низкую эффективность совместной деятельности. Существующие методики, оценивающие силу культуры2, не позволяют четко определить направленность и способы усиления организационной культуры для повышения эффективности организации. Для измерения силы культуры представим организационную культуру как пространство, состоящее из ценностей и норм. Ценностная составляющая культуры отвечает за ориентацию - задает личностно значимые цели, мотивацию и частичную регуляцию поведения через принятые ценности-средства. Нормативная составляющая представлена формально закрепленными нормами поведения, которые поддерживаются соответствующими санкциями. Культура является сильной, если обе составляющие имеют достаточно высокие значения.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.