English version

Архив номеров

Терешин Е.М., Володин В.М.

Название статьи:
Современная дефиниция понятия “кластер” и подходы к формализации этого явления

Аннотация:
В статье приводятся определения кластеров и их характеристики. Определяется подход к формированию понятия “кластер”. Дается авторское определение понятия “кластер”. Представлены графические и матричные модели взаимосвязей в кластерах. Формируется вывод о практическом использовании дефиниции “кластер” в совокупности с матричными моделями.

Ключевые слова:
кластер, определение кластера, характеристика кластеров, сетевая организация, коммуникации в кластерах.

Содержимое статьи:
В настоящее время понятие “кластер” получает достаточно широкое распространение в теории и практике российской экономики. Несмотря на наличие большого числа публикаций, посвященных проблеме создания и функционирования кластеров в России, общепринятого определения данного термина нет. Многообразие выделяемых понятий “кластер” в экономической теории свидетельствует лишь об отсутствии единого, полного, общепринятого понятия. М. Портер в книге “Конкуренция” выделяет основные определения кластера и дает некоторые прямые и косвенные характеристики кластеров. Основными определениями кластера по Портеру являются: · сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу1; · группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга2; · система взаимосвязанных фирм и организаций, ценность которой как единого целого превышает простую сумму составных частей3; · пространственная организационная форма, которая по своей внутренней сущности может быть более эффективной в отношении компоновки факторов производства при условии доступности конкурентоспособных местных поставщиков4; · форма сети, наблюдающейся в пределах географического региона, в которой близкое расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и уровень взаимодействия5; · новый, обеспечивающий дополнительные возможности способ структурирования и понимания экономии, организации теории и практики экономического развития, а также формирования и установления государственной политики6. Представим некоторые характеристики кластеров по Портеру: · кластеры отличаются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних предприятий. Другие включают как крупные, так и мелкие фирмы. Одни кластеры ориентируются на исследовательские возможности университетов, в то время как другие не имеют существенных связей с университетами. Эти различия в природе кластеров отражаются в структурах отраслей, образующих кластер. Самые развитые кластеры имеют более глубокие и специализированные базы поставщиков, больше родственных и поддерживающих отраслей7; · кластеры образуют важную сложную организационную форму, центр влияния на конкурентную борьбу8; · развитые кластеры включают в себя не одну отрасль, а несколько родственных отраслей. Такие отрасли часто работают на очень сходных между собой факторах производства, что сильно расширяет возможности поставщиков9; · обусловленные инновациями преимущества усиливаются непосредственным давлением (давление конкуренции, давление, направленное на выравнивание), а также постоянно проводимым сравнением, существующим в концентрированных в географическом отношении кластерах10; · кластеры, бесспорно, представляют собой комбинацию конкуренции и кооперации. Жесткая конкуренция наблюдается в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание. Присутствие на рынке многих соперников и наличие сильных стимулов часто подчеркивают интенсивность конкурентной борьбы внутри кластеров. Однако во многих областях имеет место кооперация11; · компактный в географическом отношении кластер, состоящий из независимых и неформально связанных между собой фирм и организаций, представляет собой сильную организационную форму в континууме между рынками и иерархиями, но при этом - форму, все еще мало изученную в теории12; · кластер часто представляет собой своеобразный локальный рынок13; · происходящая в кластере интенсивная конкуренция наряду со снижением барьеров входа и выхода иногда сокращает время появления и исчезновения новых деловых структур в конкретных местах. Конечный результат состоит в том, что многие сохранившиеся в кластере фирмы могут укрепить свою позицию по отношению к соперникам в других местах14; · хорошо функционирующие кластеры выходят за пределы иерархических сетей и превращаются в решетки многочисленных перекрывающихся и подвижных взаимосвязей между индивидуальными предпринимателями, фирмами и иными организациями по сотрудничеству15; · функционирование кластеров предполагает также большую эффективность и гибкость, возможные в сетях, построенных по принципу близкого расположения и неофициальных локальных связей, по сравнению с теми сетями, в которых присутствуют формальные или иерархические взаимоотношения между компаниями, организациями и компаниями16; · многие из них принимают форму структур с сильной иерархией сетей коммуникаций, окружающих немногочисленные крупные компании, правительственные организации или дистрибьюторов. Коммуникация ограничивается, а связи между существующими фирмами и институтами развиты не очень хорошо. В противоположность этому успешно функционирующие в развитой экономике кластеры создают очень плотную сеть постоянно развивающихся отношений и связей17.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.