English version

Архив номеров

Ермакова С.Э.

Название статьи:
Управление бизнес-процессами в медицинской организации

Аннотация:
В статье излагаются вопросы теории и практики процессного подхода в управлении медицинской организацией, что является инновацией применительно к сфере здравоохранения. В основе метода - концепция реинжиниринга бизнес-процессов. Рассматриваются условия совершенствования системы управления клиникой на основе проектирования бизнес-процессов, что представляется наиболее актуальным в современных условиях.

Ключевые слова:
управление в здравоохранении, бизнес-процессы, реинжиниринг бизнес-процессов, процессно-ориентированное управление.

Содержимое статьи:
Организации, прошедшие этап своего становления и стремящиеся к упрочению рыночного положения, дальнейшему росту и развитию, должны четко представлять, что для этого требуется перестройка управленческой системы, связанная с дифференциацией функций управления, изменением самой структуры управления, выработкой конкурентной стратегии. На сегодняшний день решение указанных проблем особенно актуально для российских организаций малого и среднего бизнеса, работающих в сфере здравоохранения, перед которыми обществом поставлены масштабные задачи - обеспечение выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния в области медицинских услуг. Все это диктует новые требования к организациям, работающим в данной системе . Таким образом, социальный заказ и внутренние потребности развития организаций медицинской сферы требуют качественной трансформации как системы здравоохранения в целом за счет повышения ее технологического, организационного и профессионального уровней, так и ее базовых элементов - медицинских организаций и компаний. Система управления современным лечебным учреждением должна быть ориентирована на постоянные изменения и быструю адаптацию к меняющимся условиям конкурентной среды. Реформирование системы государственного управления в целом и конкретно в каждой отрасли народного хозяйства - это фундаментальная основа всех политических и социально-экономических преобразований. В.З. Кучеренко и группа соавторов в работе “Управление здравоохранением” отмечают, что, согласно теории менеджмента, развитие управления в любой сфере, независимо от национальных особенностей, социально-политических условий страны должно осуществляться в соответствии с определенной логикой и общими системными принципами развития1. В полной мере этот тезис относится и к задаче реформирования системы российского здравоохранения. Кратко остановимся на логике процессов преобразования системы управления. Во-первых, любая трансформация системы должна начинаться с преобразования исходных начал, задающих построение и осуществление управления. Во-вторых, реальная потребность развития управления вытекает не из несовершенства отдельных его сторон и не из возможности повышения его эффективности, а порождается появлением новых задач, возникающих перед организацией. В-третьих, человеческие ресурсы (персонал) - это ограничительный фактор любой реформы. Следует особо подчеркнуть, что успех любого преобразования зависит от людей, от их знаний, интересов, желаний, потребностей. “Сколько бы ни было выделено финансов - ожидаемого результата не будет до тех пор, пока не будет реализован человеческий фактор, т.е. реформу проводят не деньги, а специалисты, понимающие, поддерживающие и развивающие основные положения принятых реформ в целом по стране”2. Так, часто, особенно в здравоохранении, финансовым ресурсам придается большее значение, чем другим факторам, что является глубоким заблуждением. Финансы, даже на первый взгляд, при их универсальном характере, не могут восприниматься в качестве доминирующего ресурса, при отсутствии человеческих и временных ресурсов. Определенным аргументом может выступать тот факт, что значительные государственные инвестиции, направленные в систему здравоохранения в последние годы, не сняли остроту накопленных в ней проблем. Именно поэтому со всей очевидностью встала задача создания, по существу, новой системы охраны здоровья населения, соединяющей в себе высокий технологический, организационный и профессиональный уровни качества медицинской помощи3. Для достижения подобного эффекта следует отходить от строго иерархической структуры управления и принципов функциональной организации. В большей степени реалиям сегодняшнего дня соответствуют процессно-ориентированные схемы функционирования организации, рассматривающие ее как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов, которые, в отличие от организационной структуры, меняются значительно реже. Процессный подход выявляет потребность перехода на так называемое “тонкое” производство, или “тонкую” ресурсосберегающую структуру, предполагающую широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям, обеспечивающее уменьшение количества уровней принятия решения, сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда, повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг. Процессный подход к анализу, моделированию бизнес-процессов ( БП) и последующей разработке требований к информационным системам позволяет оперативно изменять и дорабатывать технологии, безболезненно (без остановки производства) модернизировать информационную систему организации. Наиболее эффективным направлением, по нашему мнению, реализующим процессный подход, в настоящее время является концепция реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering или сокращенно BPR)4. Майкл Хаммер определяет этот вид деятельности как “фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы”5.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.