English version

Архив номеров

Астраханцева И.А.

Название статьи:
Основные принципы фрактальной теории управления стоимостью компании

Аннотация:
В статье приводятся концепция и основные принципы авторской фрактальной теории управления стоимостью компании. Доказывается ограниченность применения и недостаточная обоснованность детерминированного подхода к управлению стоимостью. Дается обоснование места и роли авторской теории в системе экономических знаний.

Ключевые слова:
фрактал, стоимость, компания, структура стоимости, социально-динамическая система, капитал.

Содержимое статьи:
Социально-экономические системы, такие как коммерческие предприятия, фирмы, компании, достаточно сильно подвержены внешним воздействиям. Неустойчивость к внешним воздействиям может привести к ухудшению функционирования компании. Даже небольшое изменение внешней среды, а также ошибки в управлении могут достаточно сильно изменить финансовые показатели деятельности предприятия. Системы, созданные природой, относительно устойчивы к внешним воздействиям, самообновляются и самоусложняются согласованно и сбалансированно. Таким образом, можно взять устойчивость природных систем за образец и использовать их свойства при моделировании функционивания компании. При этом возможно создание стройной теории управления стоимостью компании, основанной на принципах возникновения, развития и самоусложнения систем. Традиционно все события, внешние и внутренние процессы в компании рассматриваются либо как случайные, либо как детерминированные. Классические теории финансового менеджмента не признают сочетания хаоса и порядка. В настоящее время благодаря развитию теорий синергетики, хаоса и теории фракталов становится очевидным, что социально-экономические системы характеризуются локальной случайностью и глобальным детерминизмом. Большинство теорий финансов основывается на концепции идеальных рынков капитала, т.е. таких рынков, на которых не существует финансовых затруднений вследствие обмена ценных бумаг, отсутствуют транзакционные затраты, а также имеется большое количество покупателей и продавцов, не оказывающих какого-либо воздействия на финансовые активы1. Данная концепция является фундаментальной теорией финансового менеджмента. Поэтому традиционная теория рынка капитала строится на постоянной зависимости от статистических критериев (стандартное отклонение, дисперсия) как показателя риска. Теория портфеля Гарри Марковица2 доказывает, что стандартное отклонение является мерой риска и ковариация прибылей используется для объяснения снижения риска при диверсификации портфеля инвестиций. Модель ценообразования опционов Блэка Шоулза3, основываясь на теории идеальных рынков и на гипотезе эффективности рынков, опирается на принципы нормального распределения стоимости. Нормальное распределение достаточно широко используется для прогнозирования цен и прибылей. Однако это распределение является применимым для модели идеальных рынков и не учитывает стохастических процессов. Согласно теореме Чебышева, для любого распределения не менее 89 % всех исходов лежит в пределах трех среднеквадратических отклонений от ожидаемого значения. Петерс4 доказывает, что распределение цен на финансовые активы не является нормальным. Распределения имеют более толстые “хвосты” и более высокие пики в среднем значении. Это доказывает, что риск наступления большого события намного выше, чем его подразумевает нормальное распределение. Таким образом, распределения с толстыми “хвостами” являются доказательством нелинейного стохастического процесса. Гипотеза эффективности рынков имеет также особое значение для финансовых менеджеров и является одной из важнейших финансовых теорий. Эффективный рынок - это рынок, в ценах которого находит отражение вся известная информация5. Для того чтобы обеспечить эффективность рынка, требуется выполнение четырех условий: 1. Информация становится доступна всем субъектам рынка одновременно, а также отсутствуют затраты на ее получение. 2. Отсутствуют налоги и транзакционные затраты. 3. Отдельные сделки не влияют на общий уровень цен. 4. Все субъекты рынка действуют рационально и стремятся максимизировать ожидаемый доход. Очевидно, что все условия не соблюдаются ни на одном реальном рынке. Эта теория пытается объяснить статистическую структуру рынков. Кроме того, гипотеза эффективного рынка не объясняет причин крахов на рынке. В случае ликвидности на рынке товаров и услуг, на финансовом рынке мы имеем устойчивый ликвидный рынок, на котором: 1) присутствуют различное количество продавцов и покупателей с разными масштабами деятельности и временными ориентирами (крупные, средние, мелкие фирмы; краткосрочные и долгосрочные инвесторы); 2) цены на материальные, финансовые, трудовые и информационные ресурсы можно считать рыночными и справедливыми; 3) множество субъектов рынка получают возможность эффективно функционировать на нем ввиду различия в целях, ориентирах и масштабах деятельности. Названное указывает на равновесное состояние рынка, в котором возможно действие статических классических теорий финансового менеджмента.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.