English version

Архив номеров

Денисова И.П., Клиновенко Л.Р.

Название статьи:
Региональная политика управления финансовыми ресурсами системы социальной защиты населения

Аннотация:
Статья освещает проблемы формирования и реализации региональной социальной политики; анализируются бюджетные и страховые механизмы финансового обеспечения системы социальной защиты и направления их модернизации на уровне региона.

Ключевые слова:
региональная социальная политика, система социальной защиты, финансовое обеспечение, модернизация.

Содержимое статьи:
Чрезвычайно выгодное территориальное положение на Юге России, между европейской частью СНГ и Кавказом, способствовало динамичному развитию Ростовской области. Развитию экономики способствовало также и наличие богатых природных ресурсов. В 2008-2010 гг. в экономике области предполагается сохранение устойчивых темпов развития, причем эти темпы существенно выше, чем в России. По объемам валового регионального продукта область находится на 15-м месте среди других субъектов России. Темп роста ВРП в 2010 г. к уровню 2006 г. составит 142,4 % при 127,2 % роста в среднем по России1. Социальные преимущества Ростовской области - это: наличие крупнейшего города с растущими сервисными и управленческими функциями, высокой предпринимательской активностью, развитой высшей школой и более модернизированной социальной средой; более высокие доходы населения по сравнению с другими регионами Юга и пониженная бедность; активное реформирование системы ЖКХ, социальной защиты и переход к адресной помощи. Социальными проблемами области являются следующие: сохранение зон социально-экономической депрессии в шахтерских городах и районах; повышенный уровень безработицы в индустриальных городах; значительная доля теневых доходов; худшие показатели здоровья и низкая обеспеченность медицинской помощью; сильная депопуляция и постарение населения; проблемы низкого качества городской среды и благоустройства жилья. Развитие экономики региона стабильно обеспечивает профицит бюджета области. Более 50% ее бюджета направляется на решение социальных вопросов. В области один из самых низких уровней регистрируемой безработицы (0,8%), нет социальных конфликтов. Ключевыми проблемами Ростовской области, характеризующими ее положение в сфере занятости населения, являются: высокая доля работающих в бюджетном секторе; нехватка высококвалифицированных рабочих кадров; структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. По данным Облстата, 29% доходов жителей области отнесены к прочим доходам, куда входят и неучтенные заработки. Ростовская область имеет высокую долю доходов от предпринимательской деятельности - 21%, что почти вдвое выше средней по стране и больше, чем в краях и областях Южного федерального округа (ЮФО). Но при этом уровень занятости в малом бизнесе в области (8,6%) меньше, чем в среднем по России (11%). По уровню среднедушевых денежных доходов населения последние три года область стабильно лидирует среди субъектов, входящих в Южный федеральный округ. Наблюдается рост покупательной способности денежных доходов населения. С учетом роста реальных доходов населения и мер по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан в среднесрочной перспективе будут созданы предпосылки для постепенного сокращения дифференциации доходов населения. По прогнозной оценке, к концу 2010 г. доля бедного населения сократится до 12,5%. Переход к более эффективной модели - модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом имеющихся у государства ресурсов и ориентированной на поддержку наиболее уязвимых групп населения, - становится приоритетным направлением в проведении социальных реформ. К основным целевым характеристикам модели адресной социальной политики необходимо отнести “муниципализацию” социальной политики за счет передачи значительной части полномочий по определению размеров и форм предоставления социальной помощи на региональный и муниципальный уровень. Для осуществления перехода к новой модели социального развития требуются эффективные механизмы реализации адресной поддержки. Очевидно, что данные механизмы реализации должны дифференцироваться по регионам в зависимости от географического положения, местных традиций, социальной структуры региона, уровня жизни, особенностей занятости населения региона, бюджетных возможностей территории. Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализации субъектами Российской Федерации социальной политики в своем регионе - с другой. Сегодня в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между центром и субъектами Федерации. Отношения типа “центр - регион”, “регион - регион” сложные и противоречивые. В их взаимоотношениях переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Центр возлагает на себя функции по формированию: · целей и задач государственной социальной политики; · норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан; · механизмов обеспечения социальных гарантий. Концепция государственной социальной политики включает в себя основные позиции: · по передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на практике не подкрепляемой передачей соответствующей доли бюджетных средств); · перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбережения граждан; · снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан; · поддержанию оптимального уровня занятости. В регионах разрабатываются концепции и программы социально-экономического развития, социальные разделы планов развития районов, городов и населенных пунктов. Сегодня, однако, нельзя сказать о наличии комплексного инструментария разработки и реализации социальной политики с учетом специфики каждого региона. Даже концепция развития различных типов регионов, региональные программы и поэтапные планы их реализации не разработаны и не используются в подавляющем большинстве регионов. Формирование модели социальной защиты на уровне региона достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда и на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным центром правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной защиты в регионе. Социальная защита на уровне региона может стать эффективной лишь при ее формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы: формулировка целей; разработка понятийного аппарата; анализ причин и следствий; выработка путей и средств достижения целей; определение критериев оценки и механизмов принятия решений; разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов; составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий; разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами; разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.