English version

Архив номеров

Тимофеев А.В.

Название статьи:
Роль государства в поддержке социально-экономической ответственности предпринимательства. Бюджетно-налоговый аспект

Аннотация:
В статье уточнены возможности государства по регулированию социально-экономической ответственности предпринимательства. Государство рассматривается в качестве управляющего, способного координировать и корректировать воздействие на предпринимательскую деятельность. Сформулированы основные направления использования государством бюджетно-налоговой политики, позволяющие предпринимательству эффективно выполнять свои задачи и функции.

Ключевые слова:
социально-экономическая ответственность, предпринимательство, бюджетно-налоговая политика, государство, активность.

Содержимое статьи:
Актуальность исследования проблем социально-экономической ответственности предпринимательства определяется тем, что перспективы российских реформ сегодня связаны с возрождением и цивилизованным функционированием российского предпринимательства. Особенно это касается среднего и малого бизнеса, поскольку именно такая форма деятельности позволяет решать актуальные для сегодняшнего дня вопросы занятости, уменьшения давления на расходную часть бюджетов всех уровней, возрождения деловой активности, формирования “среднего класса”. В зарубежных странах малое и среднее предпринимательство считается важнейшей формой хозяйствования, для которого создается режим наибольшего благоприятствования. Экономический эффект очевиден - например, в США малый бизнес производит почти 40 % валового национального продукта и обеспечивает занятость более половины трудоспособного населения. В России предпринимательство законодательно реабилитировано в 1987 г. Термины “социальная ответственность”, “социально-экономическая ответственность” появились в нашей стране в середине 1990-х гг. В связи с изменением форм собственности и производственных отношений, развитием рыночных отношений социально-экономические аспекты снова выходят на первое место. Это связано, прежде всего, с возрастающей ролью социальных проблем в обществе, повышением значимости нематериальных факторов экономического роста, обусловленных развитием человеческого капитала. В настоящее время не существует единого общемирового определения социально-экономической ответственности бизнеса. Широкая трактовка социально-экономической ответственности охватывает диапазон действий в экономической, социальной и экологической областях. Ответственность обладает важной чертой: она органически включена во все сферы деятельности людей и во все формы общественного и индивидуального сознания, выступая как противоречивое единство его перспективного и ретроспективного аспектов. В докладе “О социальных инвестициях в России в 2004 году. Роль бизнеса в общественном развитии”, подготовленном Программой развития ООН (ПРООН) и Ассоциацией менеджеров России, дается расширенное толкование понятия социально-экономической ответственности применительно к России. Социально-экономическая ответственность определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям: · производство качественной продукции и услуг для потребителей; · создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала; · соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.; · эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; · учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; · вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.