English version

Архив номеров

Михайлова Е.Б.

Название статьи:
Особенности вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности образовательных учреждений

Аннотация:
В силу многофункциональности вуза предлагается структура, позволяющая сократить нагрузку на профессорско-преподавательский состав в результате отстранения его от участия в рыночных отношениях и сконцентрировать интеллектуальный потенциал вуза в научной и образовательной среде.

Ключевые слова:
инновационная инфраструктура, объекты интеллектуальной собственности, бюджет вуза, результаты интеллектуальной деятельности.

Содержимое статьи:
Высшее учебное заведение находится в непрерывном взаимодействии с внешней средой - обменивается информацией, изучает потребности, получает финансирование, привлекает ресурсы, развивает сотрудничество, приобретает опыт, поставляет продукцию, оказывает услуги и т.д. Это взаимодействие должно происходить все более активно, интенсивно и эффективно для сохранения и укрепления позиций вуза в рыночной инновационной среде. Такая многофункциональность вуза (элемент образовательной системы, элемент рыночных отношений, центр фундаментальных исследований и прикладной науки) обеспечивается деятельностью профессорско-преподавательского состава, нагрузка на который увеличивается прямо пропорционально увеличению функций высшего учебного заведения в инновационной инфраструктуре. Из-за отвлечения преподавателей от образовательного процесса снижается качество образовательных услуг. В связи с этим предлагается структура оптимального распределения кадровых ресурсов в вузе по видам деятельности с определением результата деятельности от каждого вида (см. рисунок). Данная структура позволяет сократить нагрузку на профессорско- преподавательский состав в результате отстранения его от участия в рыночных отношениях и сконцентрировать интеллектуальный потенциал вуза в научной и образовательной среде. При привлечении объектов интеллектуальной собственности преподаватели могут выступать в качестве автора. В то же время денежные средства, полученные от введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (ОИС), будут рассматриваться как дополнительный источник финансирования деятельности вуза в целом. Создаваемые результаты интеллектуальной деятельности отражают специфику высшего учебного заведения, его академическую школу и выражены в фундаментальных исследованиях. Кроме того, они должны быть ориентированы на текущие потребности рынка интеллектуальной собственности или перспективность использования. Предложенный нами патентно-информационный метод по выбору приоритетных направлений инновационной деятельности в вузе базируется на исследовании потенциальных возможностей новых технических решений, изобретений в любой сфере человеческой деятельности по удовлетворению общественных потребностей. Данный вопрос в научной литературе освещен слабо и только в отдельных работах авторов Г.В. Бромберга, В. Розова1. По их мнению, этапы работ по выбору приоритетных направлений должны предусматривать: прогнозирование научно-технического развития с обязательным использованием результатов патентных исследований и другой патентной информации; выбор приоритетов; конкурсы на право выполнения проектов; оценку результатов разработки; правовую охрану результатов разработок в России и при необходимости за рубежом; конкурсы на право использования результатов НИОКР; мониторинг и контроль за использованием результатов. Практика показывает возможность использования патентной информации как источника выявления научно-технических направлений развития посредством анализа инновационной - патентно-информационной - активности общества, отражающей общественные, научные, технические, технологические его потребности. Сходных точек зрения придерживаются и другие авторы2. Они подтверждают методологический подход, заключающийся в использовании изобретательской статистики не только при формировании приоритетных направлений, а преимущественно при обосновании их выбора и анализе уже сложившейся ситуации в области научно-технического и социально-экономического развития. Критериями проведения данного исследования являются: патентно-информационная активность; использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности; приоритетность направлений. Первый критерий обосновывается тем, что патентно-информационная активность отражает будущие потребности в том или ином научно-техническом направлении, а критерий использования ИС в хозяйственном обороте отражает настоящие потребности общества, хотя в количественном выражении его размер недостаточно высок и не превышает 20% от общего количества. Критерий приоритетности направлений определяется исследованием перечня перспективных и критических технологий, закрепленного в городском округе или регионе, определяющим для которого является учебное заведение. Первый критерий характеризуется показателем наиболее патентуемых индексов Международной патентной классификации (МПК) зарубежными, отечественными и региональными заявителями. Второй критерий характеризуется показателем наиболее используемых объектов интеллектуальной собственности в части их индекса МПК. Третий показатель является качественным и служит индексом МПК приоритетных направлений развития государства, региона, учебного заведения. На первом этапе производится классификация направлений научной школы высшего учебного заведения и выделяется блок индексов Международной патентной классификации. Далее определяются рубрики МПК с наибольшей патентно-информационной активностью в регионе для отечественных заявителей и по РФ для иностранных заявителей. Одновременно производится анализ характеристик использования ОИС в хозяйственном обороте в традиционном научно-техническом направлении и характеристик патентно-информационной активности нового альтернативного направления. При наложении этих характеристик можно определить момент времени для развития и поддержки нового альтернативного направления в технических решениях, т.е. на базе формализованного подхода нами строится определенный фильтр, способствующий отбору тех решений, которые являются наиболее своевременными с точки зрения потребностей общества. Далее производится классификация приоритетных направлений и критических технологий по рубрикам МПК, в которых возможно патентование технических решений, относящихся к выбранным сферам, сформированным органами управления страны, региона, высшего учебного заведения. Индексы, характеризующиеся наибольшим количеством совпадений по всем критериям, и можно определять как наиболее перспективные для дальнейших исследований и создания объектов интеллектуальной собственности. Предложенная методика позволяет обоснованно делать выводы о тех направлениях исследований, которые являются рыночно ориентированными и отвечающими потребностям научно-технического прогресса, реализуя ресурсно-рыночный подход к созданию результатов интеллектуальной деятельности. Реализация предложенной методики показала, что на сегодняшний день наиболее патентуемыми в Самарской области являются следующие разделы МПК: В (“Различные технологические процессы; транспортирование”); F (“Механика; освещение; отопление; двигатели и насосы; оружие и боеприпасы; взрывные работы”); G (“Физика”); А (“Удовлетворение жизненных потребностей человека”), - что в целом отражает общую направленность промышленного развития региона. При этом выявлена положительная тенденция патентования в разделах F , G, Е - (“Строительство и горное дело”), не являющегося лидером в патентовании, и резко возросшее количество патентов в химической отрасли и в разделе Н (“Электричество”), что соответствует основным направлениям промышленного развития региона. Исследование статистических данных Федерального института промышленной собственности по динамике патентования в РФ разработок иностранных заявителей показало, что за последние годы наиболее патентуемыми в РФ являются классы С, А, В, в то время как наметился рост заявок, поданных по классу G.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.