English version

Архив номеров

Лукьянович Н.В., Фадеева О.В.

Название статьи:
Возможности, проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Москвы и Московской области

Аннотация:
В статье рассмотрены возможности, основные проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Москвы и Московской области. Отмечена необходимость усиления государственной поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий в условиях перехода России к инновационной модели развития.

Ключевые слова:
малые и средние предприятия, внешнеэкономическая деятельность, инновационный потенциал, государственная поддержка.

Содержимое статьи:
Диверсификация экспорта и переход к инновационной модели развития являются основными стратегическими задачами модернизации экономики России, что неоднократно подчеркивали в своих выступлениях руководители страны. Стимулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном - должно способствовать достижению данной цели. Малому и среднему бизнесу в России в последние годы уделялось значительное внимание со стороны государственных структур власти. Был принят федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”№ 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. Во втором разделе “Этапы инновационного развития” Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) указано на необходимость содействия развитию малого и среднего бизнеса. Как отметил заместитель Министра экономического развития РФ А. Слепнев 30 октября 2009 г. на расширенном заседании Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России в г. Нижнем Новгороде, приоритетными программами государства по развитию внешнеэкономической деятельности являются региональные программы, в том числе по поддержке экспортоориентированных малых и средних предприятий1. Таким образом, деятельность МСП должна способствовать решению одной их основных проблем отечественной экономики - товарной и географической диверсификации экспорта и импорта, поскольку доля топлива, сырья и полуфабрикатов в последние годы составляет более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья, и она не имеет тенденции к снижению. Импорт, в свою очередь, в настоящее время является основным сдерживающим фактором развития отечественного производства, поскольку ориентирован на насыщение потребительского рынка (примерно 40% от общего импорта России), что в несколько раз выше в развитых странах. В России для решения данной проблемы необходимо активизировать деятельность МСП, так как они в начале ХХI в. обеспечивали только 13 - 17% ВВП, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Среднемировой показатель экспорта малых предприятий составляет 15 - 20%, в России же МСП направляют на экспорт менее 5% своей продукции2. Именно поэтому в начале 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев в интервью компании “Би-Би-Си” отметил, что “для России важнейшая задача на будущее - двигаться по пути диверсификации экономики, поддерживать внутренний спрос, развивать малые и средние предприятия, потому как они в меньшей степени зависимы от мировой конъюнктуры”3.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.