English version

Архив номеров

Ожиганов Д.И.

Название статьи:
Стандарты качества и их влияние на организацию учета производственной деятельности

Аннотация:
В статье рассматривается влияние стандартов качества на организацию учета производственной деятельности машиностроительных организаций, особенности учета затрат, связанных с выявлением брака. Предложен формат отчета о затратах на качество.

Ключевые слова:
качество, стандарты качества, концепция, управление качеством, учет производственной деятельности, затраты на брак.

Содержимое статьи:
Категория качества и ее характеристика применительно к управлению организациями были изложены Международной организацией по стандартизации (ISO) в стандарте ISO 8402:1994 “Управление качеством и обеспечение качества. Словарь”. Этот стандарт ввел основные понятия: “обеспечение качества”, “управление качеством”, “петля качества” и др. С 2000 г. действует новая версия стандартов ISO серии 9000, в которой определение качества стало точнее и глубже. В стандарте ISO 9000:2000 качество и требования (в том числе и потребности) связаны непосредственно. Это справедливо, поскольку субъект, имеющий потребности, не всегда знает, какой объект, какое качество может удовлетворить данные потребности, т.е. для потребителя главное, чтобы удовлетворялась потребность, а объект (например, до сих пор удовлетворявший эту потребность) обязательным не является. Из определения качества следует, что его основные характеристики: соответствие определенным требованиям, пригодность к использованию, удовлетворение потребителя - имеют достаточно широкое применение. Это касается и видов продукции, производимых предприятиями разных отраслей, и оказываемых ими услуг. Качество продукции является в свою очередь тоже комплексным понятием, а точнее - результатом: качества сырья, качества разработки, качества производственного процесса и качества отдельных операций, выполняемых в соответствии с технологией производства этой продукции. Качество (Q) может быть выражено простой формулой , где P - воспринимаемые потребителем (заказчиком) характеристики продукции; E - ожидаемые потребителем (заказчиком) характеристики продукции. Если Q равно 1, то это свидетельствует о достижении соответствия ожиданиям потребителя. Специалистами подмечено, что ожидания потребителей непрерывно растут одновременно с общим развитием промышленности и ее отдельных отраслей. Если потребитель выражает свои потребности и ожидания до момента поставки продукции, качество может пострадать в его оценке в результате различных процессов обмена информацией. Безусловно, что производственные процессы также влияют на оценку качества. В данной связи в экономической литературе можно встретить компоненты потерь качества, к которым относят: ожидание потребителя; понимание поставщиком; спецификации контракта; запланировано поставщиком (производителем); произведено; воспринято потребителем. Проблемы обеспечения качества не всегда возникают по вине непосредственных производителей продукции. Несоответствия качеству больше всего заметны, когда они допущены рабочими и связаны непосредственно с самой продукцией. Однако причина несоответствия качеству может заключаться в другом, например, в недостаточно тщательном планировании или слабом руководстве на уровне управления организацией. Известный специалист в области контроля качества Дж. Джуран отмечал, что до 80% всех проблем обеспечения качества возникает из-за слабого руководства и только 20% - вызвано самими исполнителями. Эти цифры не являются абсолютными, однако свидетельствуют о том, что помощь и управление, осуществляемые руководством организации, чрезвычайно важны для обеспечения качества производимой продукции. Наиболее общая модель причинности потерь качества приведена на рис. 1. Изучению причин потерь качества посвящено немало трудов отечественных и зарубежных ученых. Начиная со второй половины XX столетия и по настоящее время в экономической литературе обсуждаются проблемы качества в рамках эволюции методов обеспечения качества: инспекция и испытания (1950, Япония) Ю контроль качества (1960, США) Ю обеспечение качества (1970, Россия) Ю управление качеством (ISO 9000:1987, 1994) Ю всеобщее управление качеством (ISO 9000:2000) Ю менеджмент на основе качества (2000). Контроль качества в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая менеджмента качества, направленная на достижение соответствия требованиям к качеству. В свою очередь, обеспечение качества рассматривается как составляющая менеджмента качества, направленная на предоставление доказательств того, что требования к качеству будут выполнены. В состав деятельности по обеспечению качества чаще всего включают: сертификацию продукции (системы); проверку продукции и документации; развитие политики обеспечения качества; руководство по обеспечению качеством; получение отзывов от потребителей; рекламу. В экономической литературе взаимосвязанные между собой понятия “контроль качества” и “обеспечение качества” часто отождествляют, поскольку, например, проведение проверок и внедрение системы качества являются операциями, служащими для обеспечения качества и одновременно контролем качества. В машиностроительных организациях управление качеством в соответствии с ISO 9000:2000 затрагивает все виды деятельности: обеспечение качества, контроль качества и улучшение качества. Оказание этих видов деятельности находится в определенной степени в зависимости от структуры управления. Машиностроительным предприятиям присущи линейно-функциональные структуры управления. В рамках такой структуры линейные подразделения занимаются основной деятельностью по выпуску продукции, а специализированные функциональные подразделения (такие как отдел маркетинга, плановый, финансовый отделы, отдел кадров, НИОКР) оказывают услуги основным. В этом случае наиболее полно реализуется сочетание принципов специализации управления и единоначалия. Обеспечивается и высокий уровень подготавливаемых решений, и комплексное руководство каждым производственным звеном, эффективнее реализуется система внутреннего контроля.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.