English version

Архив номеров

Хабаев С.Г.

Название статьи:
ДРОНДы органов управления здравоохранением

Аннотация:
В статье представлен анализ докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов управления здравоохранением, на основе проведенного анализа определены существующие недостатки в формировании миссии, стратегических целей органов управления здравоохранением. Автором представлены предложения по совершенствованию формирования стратегических целей и задач органов управления здравоохранением.

Ключевые слова:
бюджетирование, ориентированное на результат, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, медико-экономические стандарты.

Содержимое статьи:
Основными элементами бюджетирования, ориентированного на результат (далее БОР) в Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 г.1 были определены: доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования (далее ДРОНД), федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы. В Концепции по реформированию бюджетного процесса было представлено Положение о ДРОНДах, а Минфином РФ были разработаны Методические рекомендации по подготовке ДРОНДов2. Целью подготовки ДРОНДов, как указано в Концепции реформирования бюджетного процесса, являлось расширение применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом РФ принципа эффективности использования бюджетных средств. Задачей же подготовки ДРОНДов было названо обеспечение Правительства РФ и Минфина России информацией, необходимой для составления доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики, проектов перспективного финансового плана и федерального бюджета на очередной финансовый год. В субъектах РФ были приняты аналогичные документы, которые регламентируют ДРОНДы (по содержанию они аналогичны принятым документам на федеральном уровне). Положение о ДРОНДах субъектов бюджетного планирования в основном посвящено конкретизации структуры доклада, в общем виде представленной в основном тексте Концепции реформирования бюджетного процесса. В этом документе сформулирована та структура доклада, которая практически без изменений используется на настоящий момент как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. ДРОНД включает в себя следующие разделы: · цели, задачи и показатели деятельности; · расходные обязательства и формирование доходов; · бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность; · распределение расходов по целям, задачам и программам; · результативность бюджетных расходов. Органы управления здравоохранением3 в субъектах РФ как субъекты бюджетного планирования формируют ДРОНДы. При формировании данного документа большинство органов управления здравоохранением опиралось на содержание ДРОНДа Минздравсоцразвития РФ. Вследствие этого данным докладам присущи те же недостатки, что и ДРОНДу Минздравсоцразвития РФ. Например, в своем Докладе Минздравсоцразвитие РФ определило свою миссию как содействие “улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения”. Приведенная формулировка миссии Министерства здравоохранения и социального развития РФ некорректна. Она ориентирована на содействие выполнению общих целей Правительства РФ в социальной сфере и слабо увязана с осуществлением функций данного министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей медицинских услуг. В таблице представлены миссии органов управления здравоохранением нескольких субъектов РФ, которые были определены в их ДРОНДах. Улучшение демографической ситуации и повышение качества жизни населения носят общегосударственный характер и находятся не только в компетенции органов управления здравоохранением, поэтому отражение их в миссии данных органов является некорректным. Миссия должна быть краткой и выражать основное предназначение организации. В этой связи корректным будет следующая формулировка миссии: миссия Министерства (департамента) здравоохранения заключается в обеспечении населения доступной и качественной медицинской помощью, финансирование которой гарантируется государством. Внедрение БОР невозможно без определения целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования. Однако важную роль играет не только наличие целей и задач, но и то, насколько четко данные цели и задачи отражают деятельность субъекта бюджетного планирования, поэтому, на наш взгляд, в ДРОНДах органов управления здравоохранением следует проанализировать в первую очередь раздел, посвященный целям, задачам и показателям деятельности. Количество целей и задач в докладах органов управления здравоохранением субъектов РФ различно, однако существуют цели и задачи, которые встречаются в большинстве ДРОНДов. К такой цели, в частности, относится “повышение доступности и качества оказания медицинской помощи”. В Докладе Минздравсоцразвития РФ данная цель звучит как “ повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия”. Следует отметить, что в ряде ДРОНДов данная позиция определяется не как стратегическая цель, а как тактическая задача, направленная на реализацию стратегической цели. Например, в ДРОНДе Департамента здравоохранения Тульской области тактическая задача “повышение качества и доступности медицинской помощи населению области” направлена на достижение стратегической цели “повышение уровня здоровья населения”.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.