English version

Архив номеров

Чибисова Е.И.

Название статьи:
Усиление взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с коммерческими банками

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению взаимоотношений государственных органов власти в лице местного самоуправления с коммерческими банками.

Ключевые слова:
органы государственной власти, местное самоуправление, коммерческие банки.

Содержимое статьи:
В условиях финансового кризиса происходит глубокий спад всей финансовой системы, сопровождаемой инфляцией, неустойчивостью курсов ценных бумаг, проявляющихся в резком несоответствии доходов и расходов бюджета, в нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, взаимных неплатежах экономических субъектов, в несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения. Мировой финансовый кризис не мог не отразиться и на современной банковской системе России, в частности на рынке кредитования. Наблюдается увеличение ставки рефинансирования, рост курса иностранных валют, снижение платежеспособности населения и нестабильность российского рубля. Все большее влияние на жизнь многих людей оказывают именно региональные и муниципальные органы власти. Сегодня муниципальные и региональные органы власти вынуждены удовлетворять потребности общества, имея в своем распоряжении ограниченный объем ресурсов. Причиной такого явления становится ряд политических инициатив, таких как передача полномочий на места и поощрение организации собственных инвестиционных программ в регионах. При этом решаемые ими проблемы чрезвычайно разнообразны и варьируются от обеспечения социальным жильем и социальными пособиями до обеспечения безопасности, предоставления образования, организации вывоза и обработки отходов, а также для оснащения зон отдыха. Среди задач органов государственной власти основной является экономическое развитие своих регионов и населенных пунктов, борьба с безработицей, обеспечение поступлений в бюджет и содействие подъему и развитию собственного региона путем привлечения непрерывного притока инвестиций. Более того, общество требует от органов управления все большей открытости и ответственности за свои действия. Для решения большинства задач необходимо привлечение банков, способных обеспечить финансирование наиболее значимых программ. Поскольку банк - это единственный финансовый посредник, имеющий исключительные права на проведение операций, которые в совокупности составляют банковские операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещению указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, на открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, постольку, приобретая статус банка, используя свои исключительные права на проведения банковских операций, банки одновременно принимают на себя и исключительные обязательства перед обществом, выражающиеся в совокупности действий, направленных на достижение общих целей. Для стабильного функционирования банку необходимо постоянно поддерживать свою ликвидность и платежеспособность на уровне, позволяющем одновременно минимизировать уровень рисков, связанных с банковской деятельностью: кредитных, валютных, процентных, рисков ликвидности. На состоянии банковской системы отражаются и политические факторы, но прежде всего сказывается важная общая политическая направленность государства, региональных и местных органов власти. Неопределенность политических мотивов и ценностей государства приводит к задержке развития банков и оттоку капитала за границу. Административно-территориальное устройство страны предопределяет то, что прежде всего банки взаимодействуют друг с другом и другими субъектами экономики на территории региона. Основу этого взаимодействия составляет система экономических отношений, посредством которой распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы на экономическое развитие региона, при этом основные функции, которые могут выполнять современные банки в экономике региона, можно представить следующим образом: · трансформация временно свободных средств, принимаемых от различных субъектов экономики, включая региональные органы власти, и от населения, в кредиты и другие формы финансирования потребностей субъектов экономики, включая и потребности региональных бюджетов, испытывающих временный недостаток ликвидных средств; · обслуживание расчетных операций; · поддержка своих клиентов, выражающаяся в уплате их долгов; · управление собственностью доверителей, обеспечение ее сохранности, выпуск и погашение ценных бумаг по поручению клиента; · выполнение функций проводника политики государства, региональных и местных органов власти. В свою очередь, органы местного самоуправления должны содействовать развитию местных финансово-кредитных организаций, выбирая из числа банков региона уполномоченный банк, путем проведения открытого конкурса для выполнения кассового исполнения местного бюджета, кассового обслуживания органов местного самоуправления, размещения свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет, а также размещения муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей. Для наиболее эффективного взаимодействия местные органы власти должны выдавать через уполномоченные банки предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местных бюджетов, получать в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органами местного самоуправления. Основными направлениями взаимодействия органов власти с коммерческим банком, безусловно, остаются долговые инструменты: кредиты и облигации. Последние результаты привлечения кредитных ресурсов государственными и муниципальными заемщиками показывают, что даже простое увеличение ставок по кредитам не формирует качественные предложения от банков. Спрос на такие продукты, как облигации, со стороны институциональных инвесторов практически отсутствует. В новых рыночных условиях следует искать новые схемы взаимодействия как со стороны органов власти, так и со стороны банков, повышать активность участия в получении любых видов финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Особое внимание хотелось бы уделить вопросу о размещении временно свободных бюджетных остатков на депозитных счетах в банках, причем речь идет не о средствах, составляющих профицит бюджета, а об увеличении эффективности использования бюджетных средств в процессе их освоения. В течение всего финансового года на казначейских счетах накапливаются значительные остатки бюджетных средств, так называемый свободный остаток, но в настоящее время действующее бюджетное законодательство не учитывает предоставление возможности их эффективного использования для решения важных социальных и других задач, стоящих перед муниципалитетами. Расширение возможности доступа к свободным бюджетным ресурсам стабилизирует проблему ликвидности коммерческих банков, что в свою очередь повлечет за собой решение проблемы ограничения возможности доступа к кредитным ресурсам субъектов реального сектора экономики.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.