English version

Архив номеров

Фомин В.Н.

Название статьи:
Разработка стратегии инновационного развития нефтеперерабатывающего предприятия

Аннотация:
Сформулированы предложения по совершенствованию методических основ формирования стратегии применительно к нефтеперерабатывающему предприятию, к его инновационной деятельности.

Ключевые слова:
стратегия, инновационное развитие, нефтеперерабатывающее предприятие, жизненный цикл, рыночная позиция, целеполагание, стратегические альтернативы, догоняющее инновационное развитие, опережающее инновационное развитие, текущая инновационная деятельность, стратегия радикальных нововведений, фактор.

Содержимое статьи:
В экономической теории, практике хозяйствования существует значительное количество рекомендаций по выбору стратегии. Выделяют так называемые общие стратегии, инструменты стратегического планирования, варианты стратегических планов и др. Характеризуя данные подходы, можно отметить, что они закладывают основу для формирования стратегического плана на любом предприятии. Однако специфика хозяйственной деятельности нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), к тому же входящего в крупную вертикально-интегрированную нефтяную компанию, особенности его инновационной деятельности накладывают свой отпечаток на процесс стратегического планирования. В связи с этим необходимо совершенствование методических основ формирования стратегии применительно к нефтеперерабатывающему предприятию, к его инновационной деятельности. Разработка стратегии инновационного развития нефтеперерабатывающего предприятия должна основываться на выполнении ряда предварительных условий, учитывать воздействие множества факторов. Во-первых, исходя из специфики производимой продукции, необходимо формировать данную стратегию в тесной связи с предполагаемой динамикой ключевых макроэкономических показателей страны. При этом следует учитывать динамику показателей в основных отраслях-потребителях (в промышленности в целом, в автомобилестроении и др.), а также и тенденции изменения спроса, определяемые импортом техники (например, объемом поставок автомобилей зарубежного производства и требованиями к уровню качества моторных масел). Во-вторых, необходимо учитывать и специфику инновационного развития на современном этапе функционирования российской экономики. Здесь сразу появляется выбор того, какой тип инновационного развития необходим предприятию на данном этапе. С одной стороны, с точки зрения обеспечения инновационного характера развития экономики, обеспечения лидирующих позиций, необходим выбор опережающего типа инновационного развития. Соответственно этому должна быть построена стратегия и на ее основе конкретная инвестиционная программа. С другой стороны, возникает вопрос, а готов ли отечественный потребитель к такому опережающему инновационному развитию применительно к производству смазочных и моторных масел. Продукция с более высоким уровнем инновационности, качества будет стоить гораздо дороже по сравнению с ныне выпускаемой. В то же время технический уровень большинства используемых отечественных машин, техники не является высоким. Зато он вполне соответствует и более низким требованиям по инновационности и качеству выпускаемых на отечественных нефтеперерабатывающих предприятиях масел. В этих условиях необходимо определить, найдет ли продукция, производимая в рамках опережающего инновационного развития, достаточный спрос на рынке. Таким образом, постановка стратегической цели существенно усложняется. В-третьих, формируя стратегию инновационного развития, нельзя не учитывать и общемировые тенденции изменения рынка смазочных масел, характеристики поведения на нем крупнейших мировых компаний. Это относится, в частности, и к разработке и введению на рынок новых товаров. Важную роль при формировании стратегии инновационного развития предприятия играет и фактор времени. Данный фактор при принятии решения может способствовать успеху или неудаче предприятия. Реализация даже хорошей стратегии в неудачный момент может привести к большим проблемам. Ход времени обычно обусловливает изменение ситуации. Если оно значительно, ситуация может преобразиться настолько, что критерии принятия решений о стратегии станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны анализ и оценка стратегических альтернатив, остаются точными. Также следует учитывать вероятность опережения решением своего времени. Большое значение имеет и действие фактора риска. Риск является сопутствующим фактором существования любой хозяйственной организации, но высокая степень риска может разрушить предприятие. Вместе с тем умеренный и минимальный риск существенно снижает эффективность выбора стратегии. Риск при выборе стратегии предприятия во многом зависит от степени инновационности принимаемых решений в части рынка или продукции. Чем глубже предприятие внедряется в новые области, тем выше становится стратегический риск, в основном связанный с неопределенностью перспектив успешной реализации существующего товара на новом рынке, нового товара на существующем рынке, нового товара на новом рынке. Вероятность успеха уменьшается с увеличением разрыва между тенденциями производства продукции и тенденциями развития основных рынков. Существенным фактором, влияющим на выбор стратегии нефтеперерабатывающего предприятия, является жизненный цикл товаров и отрасли, характеризующий эволюцию потенциального спроса во времени. В данном жизненном цикле должны учитываться традиционные его этапы (зарождение, рост, зрелость, спад). На каждом из этапов необходимо определять свои стратегические альтернативы, связанные либо с формированием первичного спроса, либо с захватом основной части рынка, либо с сокращением деятельности. Следует учитывать, что экономическая и конкурентная среда изменяются на каждой стадии жизненного цикла, стратегическая цель, ключевые показатели различны на разных стадиях жизненного цикла.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.