English version

Архив номеров

Халтурин Р.А.

Название статьи:
Дороги в системе инфраструктурного комплекса России

Аннотация:
В статье рассматривается состояние дорожной сети России, вскрываются причины роста затрат на строительство дорог, намечаются пути решения поставленных проблем.

Ключевые слова:
инфраструктурный комплекс, дорожная сеть, строительство дорог.

Содержимое статьи:
Экономическая природа инфраструктуры как экономической системы характеризуется большим разнообразием отраслей и сфер, обеспечивающих условия для процесса расширенного воспроизводства, в их числе и дорожная инфраструктура, включая дороги. Роль и значение автомобильных дорог постоянно растут. Они связывают обширную территорию страны, обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития регионов, по ним осуществляются массовые перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки. Рассмотрим состояние дорожной сети в России. Судя по данным табл. 1, начиная с 1995 г. в России протяженность дорог в целом не увеличивается, в том числе и дорог с твердым покрытием. А ведь особенно после 2000 г. в России постоянно нарастал профицит бюджета, и страна вместо строительства дорог вкладывала средства в американские казначейские бумаги. Обращает на себя внимание положительная тенденция с показателем “дороги общего пользования”, но, во-первых, следует отметить, что в этот показатель включены дороги местного значения, а во-вторых, надо сделать скидку на статистические погрешности. Более точный показатель, характеризующий реальное положение дел с дорогами, - это количество дорог с твердым покрытием, приходящихся на 1000 км2 территории. С 1995 по 2008 г. включительно, т.е. за 14 лет, густота дорог в России в расчете на 1000 км2 выросла на 0,5 %. В этой связи сравним густоту дорог в России с некоторыми бывшими соцстранами и развитыми странами. Судя по данным табл. 2, России в Европе не осталось “конкурентов” по густоте дорог с твердым покрытием. Понимая, что без дорожной сети невозможно решать проблемы социально-экономического развития, Правительство РФ в 2009 г. создает некоммерческую организацию «Государственная компания “Российские автомобильные дороги”». Ей переданы в доверительное управление на 99 лет автомобильные дороги общего пользования федерального значения, используемые на платной основе, или автомобильные дороги общего пользования федерального значения, содержащие платные участки. Государственная компания осуществляет от имени Российской Федерации полномочия концедента при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, в том числе полномочия концедента, связанные с проведением конкурсов. Компания разработала Программу деятельности на 2010 - 2015 гг., за 6-летний период реализации Программы планируется построить 537 км и реконструировать 934 км автомобильных дорог. Общая протяженность автомобильных дорог Государственной компании к концу 2015 г. должна составить 3044 км, в том числе протяженность платной дорожной сети - 1412 км. Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормам первой технической категории, составит не менее 67% от общей протяженности сети автомобильных дорог Госкомпании. Суммарный объем капитальных вложений в период действия Программы составит 1 млрд. 487 млн. руб., из них 515 млн. руб. должно быть профинансировано за счет внебюджетных источников1.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.