English version

Архив номеров

Жариков М.В.

Название статьи:
Маркетинговые стратегии ведущих китайских компаний

Аннотация:
Статья основана на исследовании автора маркетинговых стратегий 30 ведущих компаний КНР, применяемых ими для выхода на внешние рынки, включая Россию, Бразилию и Индию, которые вместе с Китаем относятся к странам БРИК как наиболее перспективные в мировой экономике.

Ключевые слова:
маркетинг, маркетинговая стратегия, бренд, новые продукты.

Содержимое статьи:
На первоначальном этапе наше исследование показало, что ведущие китайские компании используют, главным образом, инвестиционные и маркетинговые стратегии для закрепления и увеличения своей доли на национальных и мировом рынках. Данные мероприятия были выявлены в результате аналитической обработки годовых отчетов за 2008 г. о деятельности корпораций КНР, где их маркетинговые и инвестиционные стратегии в обобщенном виде рассматриваются как корпоративные. Из исследованных китайских компаний 6 представляют тяжелую металлургию, горную добычу, нефтехимическую, газовую отрасль и энергетику. Особенность их корпоративных стратегий заключается в том, что расширение доли национального и международного рынков осуществляется ими, главным образом, с помощью слияний и поглощений и других инвестиционных стратегий. Кроме того, ввиду ограниченного количества на рынке эти компании выступают практически монопольными структурами, для продвижения продукции которых на рынок не требуется внедрять особые маркетинговые методы. Им даже необязательно работать над разработкой собственных брендов или поддержанием имиджа и репутации, поскольку их продукцию потребители будут покупать и в условиях экономического кризиса. Продукты данных компаний являются промежуточными результатами производства в цепочке создания добавленной стоимости других организаций, непосредственно занятых изготовлением конечного товара. Инвестиционные стратегии применяются преимущественно крупными компаниями ресурсно-добывающей отрасли Китая и включают: 1) сделки о слияниях и поглощениях конкретных предприятий на национальных рынках и за рубежом путем приобретения пакетов акций или долей в уставном капитале; 2) осуществление инвестиций в покупку месторождений стратегических источников сырья внутри государств базирования и за их пределами; 3) создание собственных новых подразделений, филиалов представительств в рамках национального и международного экономического пространства; 4) создание совместных предприятий, стратегических партнерств и альянсов с другими национальными или иностранными компаниями. Маркетинговые стратегии как часть общих корпоративных мероприятий по развитию китайских компаний охватывают полный комплекс маркетинга, включающего в себя ассортиментную политику, политику ценообразования, коммуникационную политику и политику продвижения товаров и услуг на рынок. Маркетинговые стратегии применяют, главным образом, компании обрабатывающей промышленности, сферы услуг и высоких технологий. Сферу услуг Китая представляют преимущественно банки, страховые и телекоммуникационные компании. Industrial and Commercial Bank of China является одним из крупнейших институтов в Китае в плане предоставления диверсифицированных финансовых услуг. В отчетном 2008 г. он ускорил процесс инновации продуктов, углубил их функции и стал обеспечивать своих клиентов более гибкими, удобными и упрощенными услугами. Этот банк осуществил запуск новых продуктов, таких как мобильные и телефонные услуги, основанные на технологии WAP, персонифицированные интернет-услуги VIP для высокодоходных клиентов, предполагающие услуги экспертов и эксклюзивные консультации. Industrial and Commercial Bank of China создал в отчетном 2008 г. продукты, позволяющие повысить уровень безопасности клиентской цифровой информации при осуществлении расчетов в электронном виде, используя технологии U-ключей второго поколения и телефонных банковских паролей. Данный банк продолжил увеличивать инвестиции в покупку терминалов самообслуживания, которые удобны и просты в обращении и предоставляют клиентам традиционные услуги денежных переводов, погашения счетов наложенным платежом и т.д. В этом периоде объем операций банка по электронным сделкам со счетами составил 21 трлн. долл., или 43,1% всех его трансакций.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.