English version

Архив номеров

Асаул В.В.

Название статьи:
Проблемы оценки инновационной активности отечественных организаций

Аннотация:
Сложность и разнообразие конкурентного давления являются тем объективным фактором, который обусловливает необходимость постоянного повышения инновационной активности организаций. В статье обосновано, что критерием формирования эффективных российских конкурентных структур является такая направленность структурного развития входящих в нее организаций, которая обеспечивает максимум инновационной активности.

Ключевые слова:
организации, инновационная активность, конкуренция, эффективность.

Содержимое статьи:
Теоретическая основа современного изучения инновационных процессов стала формироваться в начале XX в. К концу 20-х гг. изучение особенностей функционирования рынков стало оформляться в теорию организации промышленности, ведущую роль в становлении которой сыграли труды В. Джонсон и специалистов гарвардской школы бизнеса. Одним из аспектов этой теории выступает проявление так называемой “рыночной власти” функционирующих рыночных структур. С 1930-х гг. в качестве особого объекта изучения американскими экономистами стали выделяться темпы научно-технического прогресса. Исследователи темпов НТП на макроэкономическом уровне, естественно, не занимались изучением поведения отдельных экономических субъектов рынка. Поэтому при изучении последствий технологических изменений дискуссионным оставался вопрос о взаимном влиянии инноваций и структуры рынка. С одной стороны, инновации часто инициируются новыми фирмами, что выдвигает их на ведущие позиции в конкурентной борьбе. С другой стороны, реализация инноваций должна отражаться и в деятельности уже действующих предприятий, занимающихся повышением своей конкурентоспособности. Одним из направлений решения указанной задачи является развитие организационной структуры предприятия, которое сегодня в крупных компаниях реализуется в рамках особых планов стратегического планирования. Одним из лидеров исследования этого вопроса можно считать Й. Шумпетера, который полагал, что, несмотря на жесткую ценовую политику, крупные монополистические фирмы идеально подходят для введения технологических инноваций, приносящих пользу всему обществу1. Он считал, что обладание монопольной властью стимулирует инновации в нестабильной окружающей среде, связанной с технологическими изменениями. Одна из гипотез состоит в том, что прибыли, накапливаемые монополией, являются основным источником финансирования для поддержания дорогих и рискованных нововведений. Однако сегодня переход к инновационной модели развития предполагает принципиальную трансформацию экономики в целом. Постепенно уходит в прошлое эпоха безоговорочного доминирования крупных транснациональных компаний, которые ориентируются, прежде всего, на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт. Им на смену приходит наукоемкое производство, в котором решающую роль играет способность компании к постоянному обновлению продукции за счет внедрения новых технологий. В этой новой ситуации проявляются преимущества предприятий малого и среднего бизнеса, прежде всего их способность к быстрой смене технологий2.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.