English version

Архив номеров

Трегубов В.Н.

Название статьи:
Интегральная оценка и обоснование целевых значений показателей логистической системы пассажирского транспорта на основе предельной организованности

Аннотация:
В статье рассматриваются критерии оценки эффективности функционирования логистической системы на основе показателя организованности. Автором предложена и описана методика обоснования целевых значений логистической системы на основе использования предельных величин.

Ключевые слова:
логистическая система, предельный анализ, организованность.

Содержимое статьи:
Одной из основополагающих проблем логистического менеджмента является определение критериев оценки эффективности функционирования системы как в динамике ее развития, так и в статике ее текущего состояния1. Структура логистической системы пассажирского транспорта определяет ее внутреннюю упорядоченность и организованность. В качестве одного из критериев упорядоченности или организованности системы можно использовать степень отклонения состояния системы от ее целевого состояния. Интегральным показателем такого отклонения может выступать организованность. Большое значение организованности системы обусловливает высокую ступень упорядоченности протекания процессов в системе и, как следствие, эффективность функционирования системы в целом2. Для логистической системы мера относительной организованности лежит в пределах от 0 до 1. Помимо показателя организованности, для оценки эффективности функционирования транспортной системы предлагается использовать показатель адаптивности. Расчет обоих показателей основан на использовании моделей максимальной и целевой энтропии. В данном случае энтропия рассматривается как мера первоначальной неопределенности состояния объекта управления. Чем больше число различных состояний объекта и чем меньше отличаются друг от друга их вероятности, тем больше энтропия объекта управления. Также под энтропией понимается мера информационной неупорядоченности в достижении поставленных целей3. Описанные В.Н. Клочковым4 методика и сводные данные расчетов показывают хорошую результативность использования показателя адаптивности для анализа, прогнозирования и управления деятельностью транспортной системы, характеризующейся фиксированным набором показателей работы. Вместе с тем в системах, которые могут быть разделены на отдельные подсистемы, более удобно использовать показатель организованности. Расчет и обобщение этого показателя должны выполняться на основе показателей, характеризующих деятельность отдельной подсистемы. В.Н. Клочковым5 приводится базовая методика расчета показателя организованности, но в ней не учитываются особенности протекания логистического процесса, а также его вероятностный характер. Нами были предложены обобщенные методические положения по расчету организованности в логистической системе пассажирского транспорта. Данные положения с небольшими модификациями могут быть использованы для анализа организованности логистической системы любого вида.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.