English version

Архив номеров

Косенко О.Ю., Киселева Н.Н.

Название статьи:
Методологический и социальный контексты системы стратегического планирования развития территории

Аннотация:
В статье рассматривается опыт стратегического планирования в Ставропольском крае. Выявляются методологические “ловушки” и институциональные “пустоты” системы стратегического планирования развития территории. Обосновывается необходимость расширения инструментария стратегического планирования и более полного учета интересов различных социальных групп населения при разработке стратегии.

Ключевые слова:
стратегия, социальные услуги, методология планирования, территория, институты.

Содержимое статьи:
Освоение методики адаптивного стратегического планирования в России идет достаточно бурно и противоречиво. С одной стороны, растет число научно-методических разработок в области стратегического планирования, аргументированно и детально обсуждаются методические и практические вопросы разработки и реализации стратегий территориального развития, схем развития и размещения производительных сил, включения муниципального уровня в общую систему стратегического планирования. В результате за последние 5 лет в инициативном порядке разработаны долгосрочные стратегии развития Российской Федерации, федеральных округов, ряда субъектов Федерации и городов России. С другой стороны, практика разработки и реализации стратегических документов ставит перед учеными и практиками все новые вопросы. Одним из таких наболевших вопросов является вопрос об отсутствии ориентированности стратегий развития территории на дальнейшую конкретизацию посыла, заложенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., - обеспечение достойной жизни пожилых людей и инвалидов через развитие системы социального обслуживания1. Как показывает опыт стратегического планирования в Ставропольском крае, в Стратегии развития края и стратегиях муниципальных образований проблеме обеспечения доступности социальных услуг высокого качества для нуждающихся граждан пожилого возраста не уделяется должного внимания. Игнорирование данного аспекта видится нелогичным в контексте миссии региона - “создание условий для гармоничного развития личности, повышение качества жизни на основе инновационного развития экономики Ставропольского края”2. Декларируя социальную направленность Стратегии, в которой важнейшим приоритетом выступает человек и его гармоничное развитие, разработчики переносят акцент на развитие человеческого потенциала с позиции создания условий воспроизводства трудовых ресурсов. В документе единственным “мазком” обозначена необходимость создания “эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации - беженцы и т.п.) и гарантий их недискриминационного доступа к бесплатным социальным услугам”. Однако конкретные механизмы обеспечения такого доступа в документе отсутствуют. Важно отметить, что в Ставропольском крае проживает около 600 тыс. граждан старше трудоспособного возраста, их доля в общей численности населения края составляет 17,7%3 (данный показатель имеет тенденцию к росту).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.