English version

Архив номеров

Косинова Н.Н., Раткевич С.М.

Название статьи:
Аутсорсинговые услуги как возможность повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса

Аннотация:
В связи с кризисными изменениями в российской экономике поиски эффективных условий развития малого бизнеса приобретают все большую актуальность. В настоящей работе проанализирован такой вариант минимизирования финансовых издержек малого предприятия, как использование различных видов аутсорсинговых услуг. Хотя привлечение сторонних организаций к деятельности малого предприятия связано с определенными рисками, сделан вывод о том, что в современных условиях финансового кризиса использование аутсорсинга в непрофильных процессах позволяет малому предприятию более эффективно развивать профильное производство.

Ключевые слова:
аутсорсинг, аутсорсинговые услуги, аутсорсинговые риски, функциональный аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов.

Содержимое статьи:
В современном мире малый бизнес сталкивается с беспрецедентным давлением со стороны рынка, вызванным все более усиливающимся мировым экономическим кризисом. Выживают и достигают успеха те предприятия, которые ведут свой бизнес наиболее действенным способом, добиваясь эффективного управления активами, а также максимальной концентрацией ресурсов на профильной деятельности своей организации. Одной из успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг. Следует отметить, что понятие “аутсорсинг” в российском законодательстве отсутствует. В экономической литературе термин “аутсорсинг” (от англ. outsourcing) может трактоваться как: 1) передача выполнения непрофильных, вспомогательных функций (таких как бухгалтерский учет, разработка и построение информационных систем, хозяйственное обслуживание) внешней организации с целью сокращения операционных расходов компании; 2) использование специализированной внешней организации для обработки банковских и других финансовых, расчетных документов крупной фирмы, компании при проведении коммерческих операций1. Иными словами, аутсорсинг представляет собой передачу организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Однако понятие “аутсорсинг” часто используется в более широком смысле, характеризуя множество различных форм сотрудничества, не все из которых связаны с увеличением рыночной стоимости компании или окончательным переводом персонала в стороннюю организацию2. В данном случае нецелесообразно относить к аутсорсингу использование любых услуг, оказываемых внешними исполнителями. Под аутсорсингом следует понимать именно передачу на длительное время ведение какой-либо непрофильной деятельности организации, которая в принципе может осуществляться и самостоятельными силами3. Услуги аутсорсинга получили широкое мировое признание в различных сферах деятельности: информационных технологиях, финансах, юридическом обеспечении, административных задачах, сбыте и т.д. За рубежом аутсорсинг служит привычной практикой современных компаний. Тема аутсорсинга - одна из самых актуальных в Великобритании и США. Это подтверждается данными британской компании “Xchanging HR Services”, согласно которым 56% HR-директоров ведущих компаний Великобритании в 2008 г. были готовы передать часть функций своих департаментов на аутсорсинг4. Наиболее крупными и известными аутсорсинговыми компаниями являются аудиторско-консультационные фирмы “Большой пятерки” - KPMG, Deloitte & Touch, Andersen Worldwide, Pricewaterhouse Coopers, Ernst &Young. Они предлагают консалтинговые услуги в области управления, информационных технологий, налогообложения, аудита, бухгалтерского учета и отчетности, ревизионной деятельности, юридического обеспечения и т.д.5 Рынок аутсорсинговых услуг в России - сравнительно молодое направление. В данный момент очень сложно оценить в цифрах рост объемов аутсорсинга, принимая во внимание то, что услуги предоставляются в разных сферах бизнеса, однако можно точно утверждать, что этот объем растет. По данным информационного агентства “Открытые технологии”, ежегодные темпы роста данного рынка услуг в России составляют более 50%, что существенно превосходит темпы развития всего рынка информационных технологий в России за последние годы6. По данным J’son & Partners, объем российского IT-рынка в целом в 2008 г. составил около 18 млрд. долл., из них около 4,5 млрд. долл. занимает рынок IT-услуг. По данным компании Gartner, объем рынка IТ-аутсорсинга в Росии в 2009 г. составил примерно 1 млрд. долл.7

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.