English version

Архив номеров

Кислинская М.В.

Название статьи:
Анализ систем управления современными организациями как инструмент их совершенствования: предмет и формы проведения

Аннотация:
В статье сформирована классификация основных форм проведения оценки систем управления, предлагается процессная структура их анализа, приведен алгоритм оценки качества управляющих процессов и на основе полученных результатов составлена схема возможных состояний систем управления по уровням, а также разработаны варианты трансформации и стратегии их совершенствования.

Ключевые слова:
система управления, формы проведения оценки, управляющие процессы, ступени развития систем управления, стратегии совершенствования управления.

Содержимое статьи:
Оценка управления компанией - задача, с которой менеджеры сталкиваются в самых различных ситуациях. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или выступает следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования. Часто оценка проводится при принятии решений о прямых инвестициях. Большинство профессиональных инвесторов, прежде чем профинансировать какой-либо проект, проводят проверку “должной добросовестности” компании-реципиента, а, разместив средства в предприятие, тщательно следят за эффективностью их использования. Кроме того, в последнее время все чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае, когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно определить, какую модель управления принять в качестве базовой. Очевидное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждой из компаний и взять за основу наиболее эффективную, “подгоняя” под нее остальные. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизованной системы управления и при операциях слияния/поглощения. Принимая подобные решения, необходимо помнить, что различия в системах управления объединяемых компаний могут существенно повлиять на стоимость сделки за счет издержек, связанных с проведением организационной перестройки. Кроме того, эффективность системы управления организацией может оцениваться при проведении мероприятий по реинжинирингу или внедрению корпоративной информационной системы. Подобные случаи достаточно редки для отечественной практики, но довольно распространены в зарубежных компаниях. Перечисленные случаи оценки являются эпизодическими, нерегулярными. Проведение же постоянного анализа систем управления позволит организациям значительно повысить свою эффективность, улучшить инвестиционную привлекательность и положение на рынке. Анализ основных форм организации процесса оценки позволяет в данной статье сформировать их классификацию по субъектам, проводящим оценку (рис. 1). Процедуру оценки может проводить как сама организация, так и субъект внешней стороны. Самостоятельно осуществить оценку организация может с помощью внутренних аудитов и процедур самооценки. К внешним возможным оценкам можно отнести внешние аудиты, сертификацию, участие в различных региональных, национальных и международных рейтингах и конкурсах. Процедуры сертификации и участие в различных рейтингах, конкурсах, так же как и обнародование результатов оценки, проведенной самой организацией, способствуют большей ее транспарентности и, как следствие, повышению внутреннего и внешнего имиджа организации.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.