English version

Архив номеров

Сычев Ю.К., Храбрых С.А.

Название статьи:
Методологические основы формирования инновационного потенциала промышленной фирмы

Аннотация:
В статье представлен механизм формирования инновационного потенциала промышленной фирмы с использованием информационных технологий.

Ключевые слова:
инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал, механизм инновационного развития.

Содержимое статьи:
Один из основных вопросов экономики - это вопрос о том, как используются ограниченные ресурсы общества. Для удовлетворения возрастающих потребностей населения регионов, стран и мира в целом требуются либо новые ресурсы, либо повышение эффективности использования ресурсов, которые уже имеются в сфере производства. С середины ХХ в. резко меняется тенденция экономического развития ведущих стран мира. Формирование пятого технологического уклада связано с развитием информационных технологий, телекоммуникаций, биотехнологий, использованием атомной энергии, космических исследований в различных областях народного хозяйства. Характерной особенностью этого этапа развития экономики является резкое увеличение инвестиций в НИОКР и человеческие ресурсы. Благодаря высокому уровню науки и высшего образования в СССР, Россия в начале ХХI в. обладает ценным человеческим капиталом. Однако, кроме научной и образовательной составляющих, интеллектуальный человеческий капитал имеет организационную и потребительскую стороны, которые в России развиты в слабой, недостаточной степени. При оптимальном сочетании человеческого интеллектуального капитала с другими видами ресурсов промышленной фирмы можно получить значительный синергетический эффект. Отличительной чертой человеческого интеллектуального капитала по отношению к другим видам ресурсов является его направленность на инновации. Каждая промышленная фирма имеет свои уникальные отличительные особенности, связанные с уникальными особенностями персонала, окружающей среды, истории создания и развития, используемых технологий и т.п. Внедрение инноваций осуществляется исходя из имеющегося уровня инновационного потенциала фирмы. Именно инновационный потенциал определяет экономическую целесообразность внедрения тех или иных инноваций в конкретной промышленной фирме. Поэтому количественная оценка инновационного потенциала промышленной фирмы (ИППФ) имеет важное значение для определения направлений ее развития при внедрении инноваций, повышающих конкурентоспособность продукции. ИППФ является составляющей частью общего производственного потенциала предприятия (ППП). Следует отметить, что понятие ППП в научно-технической литературе неодназначно. Развитие информационных технологий, ставшее одним из основных источников роста американской экономики с середины 1990-х гг., определило интеграцию всех факторов инновационного развития предприятий. В основу концепции “новой экономики”, признанной во всем мире как единственно целесообразный путь развития на современном этапе, заложена оценка потенциала фирмы. В большинстве работ “потенциал” трактуется как некая обобщенная характеристика имеющихся ресурсов. В одном из первых определений, данном А.И. Анчишкиным, производственный потенциал трактуется как набор ресурсов, которые в процессе производства принимают форму его факторов. В работе отсутствует указание на виды ресурсов и факторы производства, на характер их взаимосвязи. Академик Л.Н. Абалкин считает, что производственный потенциал есть обобщенная, собирательная характеристика ресурсов. В этом определении также отсутствует указание на виды ресурсов и способ обобщения их количественных значений. Важно, что ресурсы организации различны по своей физической природе и создание обобщенной характеристики, например, трех видов ресурсов, таких как технические, административные и экологические, вызывает определенные сложности. Обобщение различных видов ресурсов предложил Р.А. Фатхутдинов, который дал следующее определение: потенциал организации - это суммарная стоимость ее основного, оборотного и человеческого капитала, патентного фонда и ноу-хау, информационных технологий, брендов и других конкурентных преимуществ организации в сферах науки, технологии и управления, обеспечивающих ей конкурентоспособность. Это определение связывает потенциал организации с конкурентными преимуществами. Однако и в этом определении нет конкретики - как определить конкурентные преимущества организации, в каком соотношении должны находиться ресурсы организации, как рассчитать суммарную стоимость ресурсов. Положительным фактором данного подхода является то, что Р.А.Фатхутдинов связывает потенциал организации с конкурентоспособностью в рыночной среде. Следует отметить, что большинство авторов работ, посвященных анализу производственного потенциала, не учитывают, что термин “потенциал” по смыслу относится к относительной категории понятий. Академик Н.И. Фокин считает, что ресурсный потенциал страны определяется не абсолютными, а относительными количественными и качественными характеристиками ресурсов, которыми она наделена, т.е. ресурсный потенциал страны может быть большим по отношению к одним странам и малым по отношению к другим. В количественном отношении потенциал может быть выражен как доля (процент) от мирового, регионального или другого потенциала - как доля какой-либо постоянной величины. Н.И. Фокин говорит о природных ресурсах, измерение и сравнение которых имеет одну физическую природу. Составляющие ППП ресурсы имеют различную физическую сущность. В связи с этим наибольшую методологическую сложность в определении производственного потенциала представляет установление базы, относительно которой выясняется его количественное значение. Предложенная Р.А. Фатхутдиновым совокупность конкурентных преимуществ как некая база для сравнения производственных потенциалов не может быть использована, так как эта совокупность содержит ряд противоречивых показателей (например, себестоимость-качество) и не является стабильной. Кроме того, выбор наиболее конкурентоспособного товара и предпрития проблематичен и субъективен. На уровне фирмы исходным моментом для стратегического управления инновационным потенциалом служит оценка фактического состояния ППП, тенденции технологического развития отрасли и условия конкуренции на рынках сбыта.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.