English version

Архив номеров

Мартышенко Н.С.

Название статьи:
Кластерный подход к пространственному развитию туристских дестинаций региона (на примере Приморского края)

Аннотация:
Основой разработки кластерной политики развития туристской индустрии региона являются туристские дестинации. В работе выделены основные виды туризма, которые должны войти в структуру туристского кластера Приморского края. Изложены основные элементы методики выделения пространственного распределения туристских дестинаций региона, основанной на обработке данных открытых вопросов анкет.

Ключевые слова:
туристский кластер, анкетный опрос, методика анализа данных открытых вопросов, типизация потребителей, пространственное распределение туристских дестинаций.

Содержимое статьи:
В последние годы развитие туризма в Приморском крае происходило более высокими темпами, чем в среднем по стране. По числу турист- ских фирм край входит в лидирующую группу среди других регионов. Соответственно, и количество реализуемых путевок достаточно высоко1. Однако нельзя не отметить, что развитие туризма в регионе все еще носит стихийный характер. Это, во-первых, часто влечет отрицательные последствия воздействия туризма (в первую очередь экологические), во-вторых, не способствует созданию конкурентоспособного туристского продукта. К тому же развитие туризма не приносит заметного вклада в экономику региона. Развитие туризма региона должно носить целенаправленный характер и быть основано на использовании научного подхода. Сегодня многие ученые-экономисты связывают инновационный путь развития различных секторов экономики региона с понятием экономического кластера2. Кластеры привлекают внимание как объекты экономического анализа и синтеза. Использование кластерного подхода к повышению эффективности туристской деятельности наиболее заманчиво, поскольку для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, технологически не связанных между собой3. В разработке кластерной политики заключается основная роль государственно-частного партнерства в области туристского бизнеса. Обилие публикаций по кластерам ни в коей мере не означает, что эта тема исчерпана, поскольку большинство из них, отмечая преимущества кластерного подхода, не содержит конкретных методик и анализа опыта по формированию кластеров. Формирование и развитие экономических кластеров никогда не происходит на пустом месте. Туристская отрасль не является исключением. Основой разработки кластерной политики развития туристской индустрии региона служат туристские дестинации. Туристская дестинация - важнейший элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Само слово “дестинация” в переводе с английского означает “местонахождение; место назначения”. Сейчас дестинация - это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок. В связи с временным фактором сезонность дестинаций является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.