English version

Архив номеров

Новоселов А.В.

Название статьи:
Социоэкономический подход к анализу моделей корпоративного управления

Аннотация:
В статье представлен социоэкономический подход к анализу моделей корпоративного управления, позволяющий выявить и объяснить причины отличий в развитии моделей корпоративного управления разных стран через влияние институциональных факторов на действия стейкхолдеров на уровне отдельной фирмы. Рассматривается вопрос о применимости подхода к условиям российской переходной экономики.

Ключевые слова:
корпоративное управление, социоэкономика, теории корпоративного управления, модели корпоративного управления, стейкхолдеры, институциональный анализ, сравнительный анализ.

Содержимое статьи:
Активное развитие корпораций в россий- ской экономике ставит перед отечественными исследователями проблему поиска адекватного инструментария для теоретического осмысления данного процесса. Причем необходимо понимать, что такой инструментарий должен отражать специфику формирующейся российской модели корпоративного управления, которая, во-первых, в значительной степени заимствует практики зарубежных моделей корпоративного управления (поэтому одной из наиболее актуальных проблем выступает выявление факторов, способствующих или препятствующих их адаптации в россий- ских условиях), и, во-вторых, развивается в условиях несовершенной рыночной экономики. Современная экономическая наука предлагает несколько различных теоретических подходов, позволяющих объяснить причины формирования устойчивых моделей корпоративного управления в той или иной стране или группе стран со сходными условиями развития, вы- явить конкурентные преимущества этих моделей, прогнозировать перспективы их дальнейшей эволюции. Наиболее известными среди них являются: правовая (Р. Ла Порта и др.)1, политическая теория (М. Роу)2, теория разновидностей капитализма (П. Холл и др.)3. Данные теории, прежде всего, нацелены на анализ корпоративного управления в развитых рыночных экономиках. Поэтому для россий- ских исследователей могут быть перспективны не только подобные зарекомендовавшие себя подходы, но и новые, находящиеся на стыке экономики и других наук, в частности социоэкономический подход. Социоэкономика - это относительно новая парадигма изучения экономических явлений и процессов, сформировавшаяся в конце ХХ в. на стыке экономики, социологии, истории, психологии и других наук, интегрирующая их методы и теории. Ее ключевые теоретические положения сформулировал и развил в своих работах известный экономист, социолог, философ профессор Гарвардского университета А. Этциони4. В последние годы на их основе активизируется поиск путей практического применения социо- экономической парадигмы к анализу конкретных экономических явлений и процессов, в том числе и в России5. Кратко остановимся на некоторых ключевых характеристиках социоэкономической парадигмы, которые предоставляют нам новые эвристические возможности применительно к анализу корпоративного управления. 1. Предмет социоэкономики На микроуровне социоэкономика, как и неоклассическая теория, исследует поведение отдельно взятых экономических акторов (корпораций, индивидов и т.д.). Однако при этом учитывается, что на макроуровне экономика погружена в общество с его институтами и процессами, формальными и неформальными нормами, культурой. Таким образом, социоэкономика рассматривает хозяйствование в социальном контексте, включая властные и социальные отношения. Этот принцип позволяет нам установить взаимосвязи между предметными сферами теорий корпоративного управления микро- и макроуровней. Как отмечает А. Этциони в своей программной статье “К новой социоэкономической парадигме”: “Рынок является подсистемой более крупной системы - общества. Объем трансакций, производимых на рынке, в значительной степени определяется социальной средой”6. Применительно к анализу корпоративного управления указанное означает, что в центре нашего внимания будут действия акторов, которые под воздействием различных экономических и социальных институтов формируют систему корпоративного управления фирмы и, будучи взятыми в массе, модель корпоративного управления страны в целом. Поведение предпринимателей или менеджеров, в целом, как социальной группы, проблемы социального действия, социальной психологии остаются за пределами нашего рассмотрения. 2. Действия экономических акторов в социо- экономической парадигме Трактовка поведения экономических акторов в социэкономике отличается от традиционных характеристик, закладываемых неоклассической теорией в понятие “экономический человек” (homo economicus) - рационального и компетентного. Социоэкономика исходит из того, что индивидуальный выбор агентов (акторов, индивидов, субъектов) на рынке формируется под воздействием не только рационального личного интереса, стремления к максимизации выгоды (прибыли), но и морально-этических ограничений, социальных обязательств, правовых, моральных норм и принципов, ценностей. Ценностные ориентации экономических акторов, признаваемые ими нормы ограничивают спектр выбора как целей, так и средств их достижения в экономической сфере7.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.