English version

Архив номеров

Шестаков Р.Б.

Название статьи:
Концептуальные основы онтологии предпринимательской среды

Аннотация:
В статье с точки зрения системного подхода раскрываются сущность и структура достаточно неоднозначного с теоретической точки зрения понятия - предпринимательской среды, а также методологические особенности ее исследования.

Ключевые слова:
экономическая среда, экономическое пространство, предпринимательская сфера, предпринимательская среда, теория систем, эволюция.

Содержимое статьи:
Понимание сущности предпринимательской среды прежде всего необходимо для изучения процессов ее эволюции, трансформации и возможности целенаправленного воздействия на эти процессы, что в свою очередь определяет динамику и направления развития экономических отношений в предпринимательской сфере, эволюции и трансформации самих институтов предпринимательства. Категория пространства в экономическую науку пришла из философии, где зачастую рассматривалась неотрывно от времени. Понимание пространства и времени зависит не только от знания их физического смысла, но и от их субъективного восприятия. Пространство выражает структурность и протяженность различных уровней бытия (часть из которых можно описать языком современной физики), а также представляет собой социокультурный компонент как индивидуальной, так и общечеловеческой жизни1, т.е. оно (пространство) включено человеком не только в область его объективного познания, но и в область эмоциональных оценок и рассуждений. Пространство может восприниматься и как некое локализованное (индивидуальное) пространство, и как более крупное - государственное, этническое - пространство, и как мировое, космическое пространство. Каждое из этих пространств, наряду с физическими характеристиками, имеет свой собственный смысл, различающийся у разных этносов и культур. Общей характеристикой пространства можно назвать независимость свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Пространство также характеризуется наличием понятий места и положения. Место представляет собой единство пространственной границы и некоего объема или протяженности, определяемых этой границей. Положение есть координация одного места относительно другого в том или ином процессе или явлении, в результате различия положений элементов в явлении или процессе возникает определенная система пространственных отношений сосуществования и совместности, т.е. пространственная структура. Явление и процесс локально-непрерывны, поэтому и пространство в их рамках непрерывно и выступает в форме суммарной протяженности элементов, составляющих структуру данного явления или процесса. Но явления и процессы еще и дискретны, поэтому пространственная структура формируется и конкретными местами элементов. Раскрытие категории “пространство” может помочь при определении понятия “пространство экономическое”. Экономическое пространство можно определить как некую протяженность экономических элементов с индикаторами места и времени, обладающую достаточной независимостью от протекающих в нем экономических процессов и возникащих явлений. Экономическое пространство в определенной степени тождественно понятию экономической территории, но является более широким понятием, включающим в себя и экономические сферы, среды, различные экономические отношения, взаимодействия и закономерности. Экономическая территория связана с географическим пространством и политической составляющей - суверенным управлением. Некоторые исследователи указывают на то, что экономическое пространство выполняет функцию первичного, системообразующего, поглощающего в себя другие пространства (социальное, информационное, технологическое, финансовое)2. Однако по нашему мнению, и экономическое, и другие виды пространств являются равнозначными составляющими общего жизненного пространства человека. Забегая вперед, отметим, что в предпринимательской среде экономический фактор, наоборот, системообразующий и первичный.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.