English version

Архив номеров

Хайкин М.М.

Название статьи:
Развитие теории человеческого капитала в условиях сервисной экономики

Аннотация:
В статье рассматривается принципиально новое понятие - “сервисный капитал” - как категория современной экономики: его природа, условия формирования и развития, типология, уровни функционирования. Особое место автор отводит процессам сервизации хозяйственных систем и роли сервисного капитала в институционализации социально-культурной среды.

Ключевые слова:
человеческий капитал, сервисная экономика, сфера услуг, сервисный капитал, глобализация общества.

Содержимое статьи:
Благодаря многолетним исследованиям зарубежных ученых теория человеческого капитала стала в мире общепризнанным научным направлением, которое активно изучается в образовательных учреждениях. На базе этого направления были заложены основы других областей знаний: экономики образования, экономики знаний, экономики интеллектуальной собственности. Человеческий капитал стал интерпретироваться в расширенной трактовке. Несколько позже эти наработки использовались сначала советскими, а затем российскими учеными1. В отечественной науке теорией человеческого капитала фундаментальным образом начали заниматься лишь с 90-х гг. прошлого столетия, с момента начала осуществления радикальных экономических реформ в России. Механизмы формирования и развития человеческого капитала работают в сфере сервисного производства, в которой услуги весьма разнообразны. Поэтому развитие теории человеческого капитала в современных хозяйственных системах связано с развитием в них сервисного производства. К концу прошлого - началу настоящего столетия российская экономика трансформировалась адекватно мировым закономерностям развития постиндустриального общества. Уточним некоторые из них: 1. Глобализация социально-экономических процессов как следствие общих процессов глобализации общества. Человеческий капитал становится всеобщей экономической категорией. Компоненты человеческого капитала и взаимосвязь между ними приобретают планетарное значение. Инвестиции в человека (в его образование и воспитание, интеллектуальное развитие, здоровье, профессиональную подготовку и т.д.) и оценка их социально-экономической эффективности сохраняют свою актуальность на межстрановом и межрегиональном уровнях функционирования социально-экономических систем разных уровней. 2. Сервизация общественного производства и потребления. Процессы сервизации экономики носят всеобщий характер: они распространяются на все субъекты хозяйственной жизни общества, в том числе на конечного потребителя (человека). Качество жизни населения в сервисной экономике во многом определяется количественными и качественными характеристиками производимых-потребляемых услуг, конечным пользователем которых выступает индивид. 3. Переход России к информационному этапу социально-экономического развития. Информация в современной экономике начинает выполнять многоцелевую функцию. В рамках данного исследования нас интересуют следующие ключевые моменты: · информатизация как средство коммуникации, в том числе социальной, в межотраслевом, межсекторальном и региональном разрезе; · информация как ресурс в качестве средства и предмета труда, обладающая высокой полезностью (стоимостью, ценностью) и выступающая одним из основных факторов роста производительных сил общества; · информация как самостоятельный продукт или как составная часть произведенного иного продукта (с позиции его себестоимости); · эффективность производства и использования современных информационных технологий на всех уровнях управления экономикой, в том числе сектором домохозяйств, индивидов, как условие повышения качества жизни.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.