English version

Архив номеров

Овсянюк Е.С.

Название статьи:
Аудиторская проверка готовой продукции и продаж на фоне мирового финансового кризиса 2009-2010 гг.

Аннотация:
Проведение аудиторской проверки готовой продукции и продаж, а также сама методика данной проверки базируются на результатах “независимых инвентаризаций”. Для предотвращения порчи и потерь также проводятся проверки внутренних средств контроля, при этом необходимо организовать тестирование персонала с целью выявления грамотности действий в работе сотрудников. Аудит эффективности продаж в целом дает возможность руководству проследить тенденцию роста (спада) прибыльности организации.

Ключевые слова:
аудит, готовая продукция, продажи, прибыль, отчетность.

Содержимое статьи:
Под аудитом готовой продукции понимается проведение “независимых инвентаризаций” и осуществление внутрифирменного контроля, связанных с хранением готовой продукции и управлением складом. Задача аудитора - подтвердить, что, во-первых, соответствующие процедуры контроля и управления исполняются без нарушений законодательства Российской Федерации, во-вторых, что готовая продукция, числящаяся в организации по бухгалтерскому и налоговому учету, фактически имеется в торговом зале и на складе. По результатам проверок аудитор дает рекомендации по оптимизации процесса хранения и предотвращения недостач на складе. Аудитору при проведении проверок готовой продукции необходимо руководствоваться нормативными документами (Приказ Минфина №49 от 13 июня 1995 г., Письмо ГНС РФ № ВП-6-13/675 от 24 сентября 1997 г.). Прежде чем проводить независимую инвентаризацию (независимую или выборочную - выбирает аудитор самостоятельно в зависимости от состояния бухгалтерского учета организации и фактического наличия готовой продукции), рекомендуется опросить директора и сотрудников на предмет исполнения регламентов перемещения и хранения готовой продукции, проведения регулярных инвентаризаций силами работников. При этом целесообразно включить вопросы в составленную аудитором анкету. Аудит готовой продукции имеет своей целью предотвращение недостач готовой продукции и заключается в проведении разного вида инвентаризаций: независимая выборочная осуществляется аудитором; регулярная полная - персоналом организации с участием аудитора; независимая полная инвентаризация - работниками холдинга с участием аудиторов. Последний вид инвентаризации имеет смысл проводить лишь в случае крайней необходимости, например, если есть веские основания полагать, что имеют место хищения. По итогам опроса станет возможно выявление конкретных проблем, на которых и сосредоточился аудитор в процессе проверки готовой продукции. Задача аудита - оценить точность работы при реализации готовой продукции, выразить мнение о соответствии остатков на складе по бухгалтерскому учету фактическому ее наличию и о соответствии всем необходимым процедурам документооборота, таким как заключение договоров на поставку-продажу, соблюдение поступления всех необходимых документов при оформлении (грузовая таможенная декларация или ГТД, инвойс, счет-фактура, товарная накладная, оформление расходов на транспорт или транспортная накладная, хранение, оформление дополнительных расходов и др.). Аудит документальных операций имеет огромное влияние в последующем формировании себестоимости готовой продукции (недопущение демпинга, обоснование повышения цен, влияние инфляции на рост себестоимости).

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.