English version

Архив номеров

Миргалеева И.В.

Название статьи:
Финансово-кредитный механизм образовательных учреждений в условиях самостоятельности

Аннотация:
Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная система образования в процессе реформирования. Предлагаются пути создания финансово-кредитного механизма, способного обеспечить стабильное функционирование каждого системного элемента.

Ключевые слова:
образование, реформирование, кредит.

Содержимое статьи:
Важным элементом формирования эффективного финансового механизма в процессе модернизации и развития высшего образования в Российской Федерации должно стать образовательное кредитование, позволяющее расширить источники финансирования отрасли и сформировать новую систему ее финансирования, отвечающую современным требованиям. Образовательное кредитование позволяет восполнить недостаток финансовых ресурсов у высших учебных заведений в условиях ограниченности объемов бюджетного финансирования и низкого платежеспособного спроса населения. Международный опыт свидетельствует, что в условиях, когда за счет бюджетных средств обеспечивается право на профессиональное образование ограниченной категории граждан (как правило, признанных нуждающимися в государственной поддержке), физические лица как основные потребители образовательных услуг, не располагая достаточными доходами и накоплениями, привлекают долгосрочные кредитные ресурсы. Тем самым образовательное кредитование способствует поддержанию платежеспособного спроса на образовательные услуги и обеспечению доступности образования. Создание и внедрение в деятельность образовательных учреждений современных механизмов финансирования призвано обеспечить инновационное развитие не только сферы образования, но и всей экономики в целом. Формирование системы образовательного кредитования граждан предусмотрено законодательством. Однако, во-первых, кредиты ограничены финансированием социальных расходов студентов, во-вторых, не заложены эффективные правовые основы механизма предоставления кредитов. В 2000 г. Сбербанком России был разработан и утвержден порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Однако система Сбербанка России не получила широкого распространения. Такая ситуация обусловлена рядом факторов, главные из них - высокая процентная ставка и условия поручительства или залога ликвидного имущества. В настоящее время закон об образовательном кредите не принят, поэтому предоставление кредита на образование регулируется общегражданским законодательством (§ 2 гл. 42 ГК РФ), рассчитанным на кредитные отношения вне зависимости от цели, на которую должны расходоваться полученные взаймы денежные средства. Отсутствие в действующем законодательстве приемлемого правого регулирования механизма образовательных кредитов обусловливает необходимость принятия конкретного закона. Кроме того, на сегодняшний день так называемые рациональные бюджеты образовательных организаций и учреждений выполняются в среднем на 30-35%, которые включают в себя как бюджетные, так и внебюджетные средства по вузам, особенно техническим, вузам с фундаментальной подготовкой. Бюджетное финансирование покрывает не более 15-20% рационального норматива, поэтому износ и фактическое сокращение оборудования затягиваются на годы, происходит устаревание технологий, что негативно сказывается на качестве начального и среднего профессионального образования, а сегодня стало прямо затрагивать и качество нашего инженерного образования, фундаментальной подготовки во многих вузах. В данной связи следует учесть, что нет нормативов, которые жестко фиксировали бы обязательства государства и местных органов власти по государственному образовательному стандарту. Взаимодействие организаций (юридических лиц) и образовательных учреждений в сфере экономической поддержки образования также широко не распространено. Поддержка (как правило, высших) образовательных учреждений крупным бизнесом происходит только на уровне прецедентов. Другими словами, подобные формы и методы взаимодействия нуждаются в соответствующем дополнительном стимулировании как со стороны государства, так и со стороны образовательных учреждений и частных лиц. Перспективной считается корпоративная модель предоставления студенческих кредитов, предусматривающая возложение ответственности за возврат кредита на частные фирмы (предприятия) или работодателей. Данная модель как один из методов кредитования студентов подразумевает денежную форму кредитования и натуральную форму возврата заемных ссуд. Финансовая поддержка студентов конкретного учебного заведения осуществляется с участием третьей заинтересованной стороны - потенциального работодателя, который и оплачивает значительную часть расходов на обучение. Таким образом, заемщик, не неся расходы по выплате кредита, обязан будет работать на предприятии, оплатившем его обучение, определенный период (обычно 5 лет). Основными преимуществами системы частного кредитования по сравнению с государственной являются следующие: 1) принятие решения о заключении договора с банком об образовательном кредите, как правило, экономически более обоснованно, просчитывается как инвестиционное решение, принимаемое на уровне домохозяйства, учитывает сложившуюся конъюнктуру рынка труда и ориентировано на получение выгод от приобретенной профессии. Все это способствует ликвидации проблем неэффективного финансирования и структурных перекосов в развитии высшего образования, неизбежно возникающих в условиях бюджетного финансирования; 2) обязательства по образовательному кредиту перед банком увеличивают заинтересованность учащихся в самом процессе обучения, а также их требования к предлагаемым образовательным программам. Это способствует повышению эффективности образования за счет принятия новых учебных программ, совершенствования учебного процесса, роста отдачи от преподавателей и активизации самих учащихся. Развитие частного инвестирования образования создает конкурентную основу деятельности образовательных учреждений и дает толчок для начала обновления всей системы образования (его содержания, методов обучения, набора предлагаемых специальностей). В целом система частного образовательного кредитования имеет следующие особенности: · формирует рыночную оценку деятельности образовательных учреждений и способствует повышению внутренней эффективности системы образования в результате более тесной увязки оплаты с предоставляемыми услугами и результатом обучения; · способствует оптимизации спроса на образовательные услуги и преодолению структурных деформаций образовательной системы. В данном случае находит решение проблема более обоснованного распределения потока учащихся между высшим, средним и начальным профессиональным образованием, направлениями профессиональной подготовки; · более тесно связывает структуру спроса на труд и структуру спроса на образовательные услуги и на этой основе более эффективно обеспечивает кадрами социально-экономическое развитие (местное, региональное, общенациональное). Это существенно повышает внешнюю эффективность системы образования. Участие государства в финансировании образования должно ограничиваться решением тех проблем, которые не разрешаются механизмами рынка на основе частного финансирования. На рынке образовательных услуг государство корректирует объем, структуру спроса и предложения в соответствии с потребностями общественного развития, которые выявляются путем комплексного анализа тенденций социально-экономического развития и долговременного прогнозирования. Схема государственного кредитования образования напоминает схему частного кредитования образования, только денежные средства в данном случае выделяются не банком, а бюджетом страны. Особенностями государственного кредитования являются: · невысокая нагрузка на бюджет за счет возвратности; · отсутствие каких-либо условий при предоставлении кредита; · стимулирование ответственного поведения на рынке образовательных услуг, основанное на необходимости обеспечения возвратности займа за счет повышения заработной платы. Возможности массового применения государственного кредитовая образования ограничены, оно характерно только для высокоразвитых стран. В менее богатых странах этот инструмент может быть использован выборочно.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.