English version

Архив номеров

Тимченко Е.Ю.

Название статьи:
Маркетинговые стратегии поставщиков продовольственных товаров на потребительских рынках республик Северного Кавказа

Аннотация:
В статье рассматриваются причины выбора и особенности реализации маркетинговых стратегий поставщиками продовольственной продукции на локальных потребительских рынках республик Северного Кавказа.

Ключевые слова:
потребители, поставщики, маркетинговая стратегия, продовольственные товары.

Содержимое статьи:
Актуальность изучения современного состояния потребительских рынков, их развития и правильного выбора маркетинговых стратегий компаниями очевидна, так как в последние годы в сфере оптовой и розничной продажи продовольственных товаров наблюдается высокая конкуренция и постоянная борьба за потребителей. Современный экономический кризис лишь усугубил подобные тенденции. Концепции организации торговли и продвижения товаров на рынки в связи с этим постоянно изменяются и совершенствуются, а стандартные схемы развития и проведения маркетинговых мероприятий не всегда обеспечивают желаемый эффект и требуют принципиально новых подходов к их организации. Локальные продовольственные рынки России и различных ее регионов (например, рынки Южного федерального округа (ЮФО), региональные, конкретные рынки городов и районов) также имеют свои особенности, зависящие от их территориального размещения и этнических особенностей. Например, рынок продовольственных товаров в республиках Северного Кавказа в РФ имеет следующие особенности: 1. Производство и потребление продуктов питания нередко сосредоточены внутри одного домашнего хозяйства либо сконцентрированы в пределах узкой территории (село, район). Данная специфическая черта потребления является, с одной стороны, положительной для производителей продовольствия, так как у них существует гарантированный спрос на локальном рынке, но с другой стороны, ограничивает развитие производства и рыночной инфраструктуры, особенно в сельских районах. Важно перенести все положительные черты домашнего производства на организацию частных хозяйств, продовольственная продукция которых может быть востребована за пределами локального рынка. 2. Сильное влияние национальных, религиозных и культурных мотивов в образе жизни населения, производстве, торговле и потреблении продуктов питания. Со стороны потребителей это выражается в активном спросе на местные продукты питания, не только отвечающие качественным характеристикам и санитарным нормам, но и несущие некую культурную и религиозную составляющую (и об этом лучше всего осведомлены именно локальные поставщики). Местные традиции по отношению к пище, их отличие от привычных для потребителей в европейской части РФ наиболее отчетливо выражены в потреблении мясных и молочных продуктов. Об этой категории продуктов питания и пойдет речь в дальнейшем исследовании. С позиций производства и рыночного предложения местные особенности проявляются в преобладании рынков, узкоспециализированных мелких магазинов (например, реализующих только охлажденное мясо и фарш либо только сырое молоко и сыр одного сорта). Практически отсутствуют, особенно в сельской местности, торговые компании современных форматов торговли (супермаркеты, дискаунтеры и т.п.). 3. “Закрытость” от наступления конкурентов из других регионов по причине консервативности потребителей, неразвитой торговой и транспортной инфраструктуры на большей части территорий, что позволяет защитить местных производителей от полного замещения другими компаниями на рынках внутри республик, вместе с тем не побуждает их к развитию и конкуренции за границами регионов, даже в пределах российского рынка.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.