English version

Архив номеров

Голков А.С.

Название статьи:
Нефтегазовое машиностроение в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития

Аннотация:
В статье исследуется российское нефтегазовое машиностроение, рассматриваются его тенденции и перспективы развития. Основное внимание уделено конкурентной борьбе отечественных и зарубежных производителей нефтегазового оборудования на российском рынке. Предложены меры по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий нефтегазового машиностроения.

Ключевые слова:
нефтегазовое машиностроение, конкуренция, конкурентоспособность производителей нефтегазового оборудования.

Содержимое статьи:
В настоящее время, несмотря на предпринимаемые руководством страны попытки диверсификации российской экономики, ее ведущим сектором остается топливно-энергетический комплекс. В структуре отечественного ТЭК наиболее развитой является нефтегазовая составляющая, что обусловлено огромными ресурсами нефти и газа, которыми обладает Россия. Именно нефтегазовая отрасль на сегодняшний день выступает в роли главного двигателя отечественной экономики. В этих условиях крайне необходимым является обеспечение отрасли высококачественным оборудованием, которое в состоянии удовлетворить высоким требованиям, предъявляемым к нему сложными условиями разработки большинства нефтегазовых месторождений России. Объем российского рынка нефтегазового оборудования, по оценке заместителя Министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова, в последнем перед мировым экономическим кризисом 2007 г. составлял 240 млрд. руб.1 В данный момент этот рынок осваивают как отечественные, так и зарубежные производители. Согласно экспертным оценкам, примерно 75% рынка приходится на оборудование, изготовленное на отечественных предприятиях, 25% - на продукцию иностранных компаний. Однако в сегменте наиболее дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования доля иностранных производителей выше - около 40%2. Впрочем, ситуация может в ближайшее время измениться в неблагоприятную для российских производителей сторону. Причина - тяжелое положение дел в отечественном машиностроении в целом и в нефтегазовом машиностроении в частности. Одна из главных проблем - физический и моральный износ основных фондов, который достиг критического уровня. Большинство отечественных предприятий нефтегазового машиностроения до сих пор имеют структуру производства и используют оборудование и технологии, внедренные еще в советский период. Это порождает замкнутый круг проблем предприятий: изношенные фонды - низкое качество выпускаемой продукции - низкая конкурентоспособность продукции - низкие объемы продаж - недостаточные финансовые обороты - нехватка денежных средств на обновление оборудования. Отрицательное воздействие на производителей нефтегазового оборудования оказывает и неблагоприятная деловая среда, складывающаяся в России вокруг обрабатывающей промышленности. Постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, высокие темпы роста цен на материалы и ГСМ, значительная коррупционная составляющая в экономике - все это существенно повышает издержки предприятий, тем самым отражаясь на цене продукции и, как следствие, на ее конкурентоспособности в сравнении с зарубежными аналогами. Кроме того, крайне отрицательно на нефтегазовом машиностроении России сказался мировой финансово-экономический кризис. В конце 2008 г. произошло значительное падение цен нефти и газа на мировом рынке, что привело к снижению прибыли компаний нефтегазового сектора, сокращению их инвестиционных программ и в конечном итоге к падению спроса на нефтегазовое оборудование. Это, в свою очередь, не могло не сказаться на производственных и финансовых показателях предприятий отрасли. Так, по словам Президента Союза производителей нефтегазового оборудования А.В. Романихина (речь на конференции в Агентстве нефтегазовой информации), “за период январь-июнь 2009 года произошло снижение объема производства основных видов оборудования для нефтегазового комплекса на 30%”3. Одной из главных тенденций российского нефтегазового машиностроения в настоящее время выступает его консолидация. Выражением данной тенденции стало появление крупных холдинговых структур взамен ранее действовавших отдельных предприятий. Причиной этого является фактическая неспособность небольших по размерам предприятий успешно конкурировать с крупными холдингами, имеющими больше возможностей в плане инвестиций в разработку и внедрение новой техники и технологий, привлечения квалифицированного персонала, взаимодействия с отечественными и зарубежными финансовыми организациями. Именно такие холдинговые структуры являются в настоящее время лидерами российского рынка нефтегазового оборудования. Это, прежде всего, группы компаний “Интегра”, “Гидромашсервис”, “Кунгур”, “Волгабурмаш”, “Борец”, объединяющие предприятия из различных регионов России - Западной Сибири, Урала, Поволжья и др. Говоря о других тенденциях и перспективах отечественного нефтегазового машиностроения, следует иметь в виду, что на его развитие определяющее влияние оказывает ситуация в нефтегазовом комплексе. Данная ситуация в настоящее время характеризуется тем, что крупнейшие нефтегазовые месторождения России, расположенные в Западной Сибири, вступили в стадию падающей добычи. Новые же месторождения, вводящиеся в эксплуатацию вместо выбывающих, отличаются крайне сложными условиями добычи энергоресурсов. В то же время добыча на старых, истощенных месторождениях также представляет сложности. Причина этого заключается в том, что при длительной эксплуатации продуктивность скважин снижается, они постепенно перемещаются в категорию малодебитных. Кроме того, массовое применение метода заводнения пластов при разработке нефтяных месторождений привело к преждевременному обводнению многих добывающих скважин. Так, в среднем по России обводненность эксплуатационных скважин составляет 82%, а на некоторых месторождениях - свыше 90%4. В результате в настоящий момент применительно к российскому рынку нефтегазового оборудования можно констатировать наличие следующих тенденций: 1) увеличение спроса на буровое оборудование в связи с разработкой новых месторождений нефти и газа в восточной сибири и на морском шельфе; 2) повышение требований к надежности и эксплуатационным характеристикам нефтегазового оборудования в связи со сложными условиями разработки новых месторождений; 3) увеличение потребности в оборудовании для низкодебитных и высокообводненных скважин с целью повышения эффективности добычи. Следствием указанных тенденций является неизбежное усиление конкуренции между отечественными и иностранными производителями нефтегазового оборудования за покупателя в лице крупных частных и государственных нефтегазовых компаний России. Это ставит на первый план вопрос конкурентоспособности отечественных предприятий нефтегазового машиностроения и производимого ими оборудования. При этом, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительные достижения в последние годы, по многим параметрам отечественные производители нефтегазового оборудования все же проигрывают компаниям из США, Европы и Китая. Что касается североамериканских и европейских участников рынка, то их конкурентными преимуществами являются: · высокое качество производимого оборудования; · хорошо отлаженная система послепродажного сервиса; · грамотная маркетинговая политика; · наличие финансовых ресурсов для инвестиций в производство; · грамотная политика кредитного стимулирования продаж. Если же говорить о компаниях из Китая, которые в последние несколько лет стремятся агрессивно наращивать долю на российском рынке, то они достигают успеха за счет таких факторов, как: · низкая стоимость производимого оборудования; · наличие государственной поддержки, выражающейся, в частности, в льготных условиях кредитования, предоставлении налоговых льгот и т.д.; · агрессивная сбытовая политика, например, предоставление покупателю кредитов с низкой процентной ставкой на приобретение оборудования5.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.