English version

Архив номеров

Рябова Т.Г.

Название статьи:
Актуальные проблемы управления персоналом лесоперерабатывающих предприятий г. Лесосибирска и их возможные решения на основе мотивации

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы эффективного управления персоналом, обосновывается необходимость решения задачи формирования такой рабочей среды, которая будет максимально эффективно воздействовать на их трудовую мотивацию.

Ключевые слова:
лесоперерабатывающие предприятия, управление персоналом, мотивация.

Содержимое статьи:
Перед руководителем, озабоченным достижением эффективного управления своими подчиненными, стоит задача формирования такой рабочей среды, которая будет максимально эффективно воздействовать на их трудовую мотивацию. Под мотивирующей рабочей средой мы понимаем весь контекст профессиональной деятельности персонала организации, включающий как характеристики рабочих заданий, так и характеристики рабочей ситуации, которые оказывают воздействие на трудовую мотивацию работников. Системное рассмотрение проблемы трудовой мотивации работников организации требует учета следующих факторов (табл. 1): · индивидуальные характеристики работников; · особенности выполняемой работы; · характеристики рабочей ситуации, в которой протекает трудовая деятельность; · выявления удовлетворенности трудом. Город Лесосибирск является одним из ведущих представителей лесопромышленного комплекса Красноярского края. Занимает первое место в крае по производству пиломатериалов. Ведущие предприятия города и их основная продукция: ОАО “Лесосибирский ЛДК 1” (лесозаготовки, ДВП, пиломатериалы, мебель), сокращенно ОАО “ЛЛДК 1”, ОАО “Новоенисейский ЛХК” (лесозаготовки, пиломатериалы, ДВП, мебель), сокращенно ОАО “НЛХК”, ОАО “Маклаковский ЛДК” (лесозаготовки, пиломатериалы), сокращенно ОАО “МЛДК”. Для выявления удовлетворенности трудом персонала лесопромышленных предприятий г. Лесосибирска было проведено исследование. Любое исследование необходимо начинать с формулирования целей. Нечетко сформулированная проблема не позволит верно определить цели исследования. Информация может разделиться на первичную и вторичную. Первичной называется информация, полученная впервые для конкретно поставленной проблемы. Вторичной называется информация, которая уже кем-то ранее собрана для других целей и может оказаться полезной для решения данной проблемы. Любое исследование следует начинать именно с отбора вторичной информации. Но вследствие того, что подобных исследований в рассматриваемой организации ранее не проводилось, данное исследование следует начать сразу со сбора первичной информации. Этап первичной информации имеет место, когда вторичной информации оказывается недостаточно или она отсутствует. Можно назвать четыре метода получения первичной информации: наблюдение, эксперимент, фокусирование и опрос. Наблюдение - один из наиболее простых и дешевых методов исследования, осуществляемого в реальных условиях, - заключается в проведении непосредственного наблюдения за людьми и окружающей обстановкой в районе интересуемого объекта. Эксперимент позволяет выявить реальную реакцию групп людей на определенные факторы или их изменения. Фокусирование заключается в целенаправленном отборе специальных фокус-групп, обычно от семи до пятнадцати человек, и в обсуждении в их кругу интересующей исследователей проблемы под руководством профессионального психолога. Опрос - наиболее универсальный и эффективный метод проведения исследований, особенно когда речь идет о сборе первичной информации. Определившись с методами исследования, необходимо выбрать соответствующее орудие исследования, например видеокамеры и анкеты. Нами был выбран анкетный опрос как наиболее простой и эффективный. Обычно для составления анкеты требуется достаточно высокая квалификация. Самые распространенные ошибки, встречающиеся в анкетах, - это формулирование таких вопросов, на которые трудно ответить или не хочется отвечать, либо отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы. При составлении анкеты следует пользоваться простыми недвусмысленными словами, не содержащими наводящих элементов. Очень важно правильно устанавливать последовательность вопросов. Первый из вопросов должен пробудить интерес у опрашиваемого. Трудные и личные вопросы следует ставить в конце анкеты. Полученная в ходе данного исследования информация подвергается всестороннему анализу. Всего опрошено 45 респондентов - промышленно-производственных работников. Сотрудникам предприятий было предложено оценить по пятибалльной шкале значимость для них различных факторов мотивации (экономических, социально-психологических, организационно-административных) (см. табл. 2). Высокой значимости соответствует процент опрошенных, оценивших данный фактор на 4-5 баллов, средней - на 3 балла и низкой - на 1-2 балла. Анализируя полученные данные, можно отметить, что иерархия стимулов труда у работников предприятий несколько отличается. Так, на Лесосибирском ЛДК №1 приоритет отдан таким факторам мотивации, как заработная плата, возможность карьерного роста, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, материальное стимулирование, климат в коллективе. Работники Маклаковского ЛДК проранжировали методы стимулирования труда немного иначе; в порядке убывания значимости это: заработная плата, получение удовольствия от работы, условия труда, возможность карьерного роста, дополнительные льготы. Характерной особенностью результатов анкетирования на Новоенисейском ЛХК стало преобладание отметивших важность условий труда, после чего идут заработная плата, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, климат в коллективе, возможность самовыражения и самореализации. Замыкают список мотиваторов административные наказания и штрафы, приверженность интересам компании, формальное и неформальное общение. Положительным фактом является приоритет наряду с первичными потребностями (материальное стимулирование, уверенность в завтрашнем дне, условия труда) вторичных потребностей (признание заслуг со стороны руководства, коллег, возможность самовыражения и самореализации). На рисунке графически представлен процент респондентов, отметивших определенные факторы мотивации как приоритетные, имеющие высокую значимость.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.