English version

Архив номеров

Сосунова Л.А., Тойменцева И.А.

Название статьи:
Социально-экономическая сущность услуг пассажирского транспорта

Аннотация:
В статье рассматриваются социально-экономическая сущность услуг, процессный подход к оказанию услуг пассажирского транспорта. Систематизируются существующие в отечественной и зарубежной научной литературе авторские определения понятия “услуга”, представляется модель процесса оказания услуг пассажирского транспорта.

Ключевые слова:
услуга, процесс, ресурс, процедура, исполнитель услуги, процессный подход, социально-экономическая сущность услуг, технологический процесс, управление процессом оказания услуг, логистический подход.

Содержимое статьи:
Необходимость и требование нового качества экономического роста в развитых и некоторых развивающихся странах сопровождаются значительными структурными сдвигами в национальных экономиках. Резко сокращаются доля и роль отраслей материального производства как в валовом внутреннем продукте, так и в структуре занятости населения. На стороне “предложения” увеличивается производительность индустриального труда, что обусловливает сокращение численности работающих в отраслях материального производства. На стороне “спроса” происходит сдвиг в пользу услуг, поскольку вместе с ростом уровня жизни и увеличением доходов предприятий изменяется структура производственного и личного потребления. Вместе со снижением относительной роли материального производства происходит бурное развитие рынка образовательных, медицинских, финансовых, туристических, инфраструктурных и деловых услуг. Мировой экономический кризис, по мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономики, социологии и управления, не только не отменил основную парадигму развития национальных экономик в направлении поиска наиболее эффективных способов и методов их модернизации и структурной перестройки, но, наоборот, открыл большие возможности переосмысления роли государства в экономике, накопления ресурсного потенциала и санации. Сущность услуги в общественном воспроизводстве как политэкономической категории формировалась по мере развития экономической науки и хозяйственной практики. Так, концепция экономического производства физиократов содержала в себе учение о “чистом продукте”, производительном и непроизводительном труде. Ф. Кенэ рассматривал процесс воспроизводства и обращения всего общественного продукта не в виде отдельных актов купли-продажи, а как процесс обмена продуктами производства между промышленностью и сельским хозяйством и основными классами общества. Услуги не выделялись в схеме кругооборота общественного продукта и не включались в сферу экономического производства1. Ограниченность данной теории стала очевидна в период развития мануфактур и становления рыночных отношений. В этот период А. Смит сформировал концепцию материального производства, в соответствии с которой сфера экономического производства включает в себя все отрасли, производящие товар (материальные блага). По его мнению, деятельность по оказанию услуг имеет непроизводительный характер и не должна включаться в экономическое производство2. Высказывания о нематериальных благах содержались в трудах Ж.Б. Сэя, к которым он причислял “адвокатские конторы, круг покупателей купца и славу военного предводителя”, но они не трактовались как услуга. Ж.Б. Сэй рассматривал услуги, отождествляя их с полезностью. В конечном счете само производство определялось им как оказание услуг. Так, отношения между капиталистами и рабочими представлялось Ж.Б. Сэем как взаимное оказание услуг.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.