English version

Архив номеров

Шадова М.А., Тлегуров Т.М.

Название статьи:
Модели и механизмы государственного управления сельским хозяйством в условиях кризиса

Аннотация:
В статье исследуются модели и механизмы государственного вмешательства в экономику в условиях кризиса. Проведен анализ антикризисных программ. Выявлены основные модели, используемые в антикризисных программах. Изучено влияние антикризисных мероприятий на динамику сельского хозяйства. Предложены пути повышения эффективности государственного управления сельским хозяйством.

Ключевые слова:
модели и механизм государственного управления экономикой, антикризисные программы и их особенности в странах, сельское хозяйство в условиях кризиса.

Содержимое статьи:
Наступление кризисных явлений в экономике потребовало от государства принятия масштабных мер по ограничению пространства распространения кризиса и стимулированию экономики. Эти меры нашли отражение в национальных антикризисных программах, зафиксированы в итоговых заявлениях международных и региональных организаций разного уровня и формата (ЕС, G-8, G-20, Лиги Арабских государств, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, БРИК и др.). Обобщение антикризисных программ позволяет отметить резкое повышение участия государства в стимулировании экономики, с одной стороны, и в сдерживании расползания кризисных явлений на секторы экономики и его углубления - с другой. В то же время, несмотря на рост государственного участия в обоих указанных направлениях, наблюдается использование разных моделей и механизмов. Условно можно выделить два типа модели. Один связан с повышением государства в стимулировании экономики, другой - его росте в ограничениях распространения кризисных явлений в экономике. Последний связывают с североамериканской, первый - с китайской моделями, между которыми находится большое количество более мелких моделей, не получивших самостоятельного статуса и представляющих собой либо полную копию одной из них, либо различную степень их синтеза (от эклектики, с его механическим набором элементов от одной и другой, до действительно оригинального сочетания обеих моделей). Действительно, эти две модели и представляющие их страны США и КНР сформулировали и используют два способа управления национальным хозяйством в условиях кризиса, которые транслируются теперь другими странами с той или иной степенью эффективности на национальные экономики. Североамериканская модель, которая оказалась первой по времени (хотя и несет в себе многие отголоски от японской модели) и наиболее масштабной, перенимается в основном европейскими странами и странами с развитой рыночной экономикой. (Конечно не только в канадской или британской, но и французской и германской, не говоря уже о южнокорейской моделях имеют место свои нюансы, которые то близко, то далеко отстоят от материнской (американской). Но эти нюансы не изменяют семантического контекста базовой (американской) модели. И поэтому мы их квалифицируем как дочерние или производные от материнской-американской модели.) Основу этой модели составляют два аспекта: сдерживание проникновения кризисных явлений в экономику (что осуществляется, главным образом, при помощи финансовых инструментов - выделения “плохих” и “хороших” активов и разработки разного сценария работы с ними - вовлечения в существующие процессы до временного отчуждения) и стимулирование экономического развития (главным образом, за счет финансовых вливаний в экономику и опять же, главным образом, стимулированием внутреннего спроса как за счет предоставления “дешевых” кредитов, снижения процентных ставок, так и за счет стимулирования новых видов деятельности при помощи налоговых инструментов). Другая модель, которую мы обозначили как китайская, состоит, главным образом, в стимулировании внутреннего спроса. Кризис в данных экономиках, которые имеют преимущественно экспортоориентированный характер и работают в специфическом сегменте товаров широкого потребления, не имеют достаточной ресурсной базы, но имеют емкий внутренний рынок и т.п., в основном носит структурный характер и связан не столько с недопроизводством, сколько с перепроизводством или с недиверсифицированностью национального хозяйства.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.