English version

Архив номеров

Орешина Е.Ю.

Название статьи:
Экономическая безопасность как условие эффективности управления хозяйственным субъектом

Аннотация:
В статье рассматривается экономическая безопасность как качество эффективности управления. Обосновывается влияние факторов управляемости и наблюдаемости на работоспособность системы.

Ключевые слова:
экономическая безопасность, эффективность управления, управляемость, наблюдаемость.

Содержимое статьи:
Трансформационные процессы в российской экономике привели к созданию нового (для отечественной социально-экономической системы) типа хозяйствующих субъектов - организаций как предпринимательских структур, в которых все риски развития ложатся не на государство через его представителей, а на собственников и менеджеров хозяйственных структур. Проводимые преобразования актуализировали проблему их эффективности как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Теоретическая актуальность исследования обусловлена сменой прежних представлений об успешных организациях, произошедшей в течение последних десятилетий. Многочисленные западные модели эффективного хозяйствования не всегда дают осязаемые результаты в российской практике1. Изучение средств и методов улучшения текущего состояния хозяйствующих субъектов ведется одновременно с корректировкой системы критериев, позволяющей измерить степень этих улучшений. То есть попытки изменений предпринимаются в условиях неопределенности того, что нужно изменять, чтобы привести отдельное предприятие и всю экономическую систему государства к успеху как самонастраиваемую сложную экономическую систему. Результаты изучения теоретических и прикладных работ свидетельствуют о различиях в научных представлениях отечественных и зарубежных исследователей по проблеме эффективности хозяйствующих субъектов. В исследованиях эффективности зарубежных авторов можно выделить два основных направления: экономическое и институционально-социологическое. В существующих научных разработках рассматриваются вопросы повышения финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов и проблемы эффективности социальных организаций. Традиционно под эффективностью понимается соотношение достигнутых целей (полученных результатов, обычно в финансовом эквиваленте) и произведенных затрат. Но предприятие выступает не изолированной, а взаимосвязанной частью систем более высокого уровня - сообщества хозяйствующих субъектов. Этот аспект эффективности предполагает рассмотрение предпринимательской организации как хозяйствующего субъекта, преследующего установленную цель (получения и максимизации прибыли или иную, например, социально-значимую цель). Институционально-социологическое исследование эффективности, в котором предпринимательская организация является одной из форм социальной практики: коллективным социальным субъектом, осуществляющим общественно ориентированное действие, представлено работами нескольких направлений и теорий западной научной мысли. Важнейшие теоретические результаты XX в. включали ряд достижений: · ординалистский вариант теории полезности и стандартная теория выбора, построенная на его основе (В. Парето, Е. Слуцкий, Дж. Хикс, Р. Аллен); · доказательство существования общего экономического равновесия и Парето-оптимальности экономического равновесия (К. Эрроу, Ж. Дебре); · теория выявленных предпочтений (П. Самуэльсон, X. Хаутэккер, М. Рихтер, А. Сен) о следовании индивида своему личному интересу и максимизации функции полезности, а для фирмы - прибыли. Большой вклад внесли труды немецкого социолога М. Вебера, связанные с изучением взаимосвязи между эффективностью и принципами и системой построения организаций, а также П. Сорокина, исследовавшего взаимодействие социальных групп - страт, и американского социолога Т. Парсонса, заложивших основу современных представлений о мотивах предпринимательской деятельности. Так, П. Сорокин в своих работах отмечает, что результативность является отражением взаимодействия социальных групп в различающихся исторических и культурных обстоятельствах. Представители индустриальной социологии (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль и др.), теории организационного поведения, организационной концепции “групп интересов” (П. Друкер и др.) отделяют сугубо экономическое понятие эффективности, означающее соотношение затрат ресурсов и результатов, полученных от их использования (результативность), от социально-экономической категории, показывающей влияние способа организации труда групп участников организаций на уровень достигнутых ими результатов (собственно эффективность, в широком смысле). Идеи этих исследователей получают в настоящее время все более нарастающее развитие в современных западных моделях анализа развития организаций, к числу которых можно отнести2: · целевые модели, оценивающие эффективность деятельности организаций с позиций степени достижения целей; · модели стратегических составляющих, определяющих эффективность организации как способность обеспечить внутреннюю согласованность и возможность воздействия на внешнюю среду; · модели удовлетворенности участника, рассматривающие эффективность организации с точки зрения интересов и потребностей ее участников; · модель пошагового развития, в которой эффективность рассматривается как способность организации решать проблемы развития; · комплексная модель эффективности, рассматривающая эффективность как систему показателей состояния внутренней и внешней среды организации. Для современного состояния разработанности проблем эффективности предпринимательских организаций в отечественной науке характерно наличие нескольких комплексных моделей, имеющих преимущественно экономическую направленность. Значительный вклад в их разработку в последние годы внесли ученые Финансовой академии, РАГС, РЭА им. Г.В. Плеханова. Среди отечественных исследователей, внесших вклад в развитие теории социального моделирования, необходимо отметить Т.И. Заславскую, Р.В. Рывкину, В.В. Радаеву, Г.Н. Соколову, А.И. Пригожина, Р.Л. Кричевского, В.В. Глущенко, С.Н. Воробьева, Э.Я. Смирнова, Э.М. Короткова, В.А. Колобова. В целом, результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными авторами, с одной стороны, свидетельствуют о высоком уровне разработанности проблемы, с другой - обнаруживают его недостаточность для реализации действенных мер по повышению эффективности бизнеса и экономической безопасности российских предприятий и организаций. Каждый из исследователей формирует свои авторские подходы, которые, несмотря на содержание в них некоторых общих представлений, отличаются друг от друга. Наличие двух направлений исследования эффективности коммерческих организаций (экономического и институционально-социологического) свидетельствует о том, что данная проблема не является новой как для экономики, так и для социологии. Однако модели зарубежных исследователей, в которых эффективность рассматривается как социально-экономический показатель, не нашли широкого применения в отечественной практике, а для российских исследований более характерна экономоцентрическая модель анализа. Поэтому результаты степени изученности темы указывают на необходимость разработки модели управления эффективностью (в широком смысле) организации и обеспечения безопасности бизнеса, применимой в современных российских условиях.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.