English version

Архив номеров

Самсонов Р.А.

Название статьи:
Вопросы оценки институционального монополизма в системе экономических отношений

Аннотация:
В статье разрабатывается комплекс специальных индикаторов для диагностики проблемы институционального монополизма в системе экономических отношений. На данной основе проведена оценка степени развития форм институционального монополизма в конкретном регионе (по материалам Алтайского края), показавшая наличие целого пласта монополизма, не урегулированного в должной мере нормами права.

Ключевые слова:
институциональный монополизм, экономико-трансакционная матрица, политический монополизм, инсайдерский монополизм, административный монополизм, статусный монополизм, индекс концентрации функций власти, коэффициент участия в принятии институциональных решений, коэффициент локализации административных трансакций, показатели электоральной конкуренции.

Содержимое статьи:
В России на рубеже XX и XXI вв. развивались институциональные трансформации, которые сыграли важную роль в истории нашего общества, сопровождаясь многочисленными и неоднозначными социально-экономическими последствиями. В то же время в хозяйственной и институциональной практике был накоплен огромный и практически не изученный эмпирический материал. Конструктивное познание такого опыта может продвинуть наше понимание закономерностей функционирования механизма постсоветской экономики и, соответственно, обогатить и вывести на качественно более высокий уровень всю экономическую парадигму. Современная экономическая теория достаточно четко определяет важную роль так называемых “институциональных факторов” в развитии социально-экономических систем разного уровня. При этом многие фундаментальные проблемы до сих пор так и не получили серьезной разработки с позиции институциональной экономики. Особое место среди таких вопросов занимает монополизм институциональных структур, деформирующий всю систему социально-экономических отношений. Монополизм институциональных структур в системе экономических отношений ведет к развитию бюрократизма и коррупции, что делает актуальной разработку экономической теории институционального монополизма и эффективных механизмов его регулирования1. Следует отметить, что в явном виде проблема институционального монополизма впервые в экономической науке была сформулирована в трудах А. Губаря2, как наиболее сильный фактор, препятствующий эффективному проведению реформ в экономике переходного общества. Понятие “институциональный монополизм” также встречается в работах А. Костусева3, использующего его в целях обозначения монополизма, выражающегося в неравенстве условий конкуренции для различных коммерческих предприятий. Подчеркнем, что данный взгляд полностью укладывается в традиционное понимание проблемы и форм монополизма, свойственное классической теории рыночной власти и монопольной структуры рынка. При этом сам термин “институциональный монополизм” используется лишь для обозначения институциональных источников монопольной власти на рынках. Такой узкий подход и нашел свое отражение в нормативно-правовых актах, призванных специфицировать антимонопольное регулирование4. Органы власти и самоуправления в этом случае рассматриваются лишь как институциональные субъекты, способные вызывать процессы монополизации на отдельных рынках, создавая экономический потенциал для реализации классических форм монополизма. На основе разработанной экономико-трансакционной матрицы институциональной системы общества была предложена авторская классификация типов и форм монополизма5, учитывающая экономические закономерности и особенности монополии в различных социальных институтах (см. таблицу). Институциональный монополизм выражается в доминировании определенных субъектов социально-экономических интересов посредством контроля над “правилами игры”, по которым осуществляются социальные взаимодействия. Экономической формой проявления сущности институционального монополизма выступает механизм изъятия экономической ренты институционального типа. Институциональная рента в зависимости от сферы изъятия в социальных институтах соответственно приобретает форму политической, инсайдерской, административной и статусной ренты. Экономический механизм реализации институционального монополизма в самых общих чертах может быть представлен воспроизводством эффектов негативного отбора институциональных “правил игры”. Существование обратной селекции институциональных “правил игры” обусловлено наличием проблемы отрицательных и положительных внешних эффектов в монополизированных институциональных структурах. Последствия долгосрочной реализации институционального монополизма проявляются в виде нарастания негативных трансформаций в социальных институтах. Для эффективной реализации механизмов регулирования форм институционального монополизма потребуется предварительная оценка целого пласта монополизма, который ранее не подпадал под экономическую проблематику6. Соответственно, оценка институционального монополизма делает необходимым наличие комплексной методики диагностики, включающей индикаторы и методы их расчета, которые будут способны адекватно улавливать и отражать существование и степень развития монополизма институциональных структур в социально-экономической системе.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.