English version

Архив номеров

Вишневер С.В.

Название статьи:
Некоторые вопросы применения методологии отраслевого анализа для исследования рынка нефтепродуктов

Аннотация:
В статье использована методология отраслевого анализа для исследования рынка нефтепродуктов. Выявлены границы рынка, барьеры входа, уровень концентрации, дифференциации.

Ключевые слова:
отраслевой рынок, нефтепродукты, границы рынка, барьеры входа, барьеры выхода, концентрация рынка, дифференциация рынка, вертикальная интеграция.

Содержимое статьи:
Для анализа любого отраслевого рынка требуется исследование его границ. Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров. Продуктовые границы анализируемого рынка определяются как деятельность по переработке нефти и газового конденсата и производства нефтепродуктов. Географические границы товарного рынка характеризуют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар и такая возможность отсутствует за ее пределами. Места добычи нефти ограничены природными факторами. В нашей стране выделяют несколько территорий, располагающих значительными запасами нефти и газа, которые называют нефтегазоносными провинциями (НГП). В их число входят как традиционные регионы добычи: Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и новые нефтегазоносные провинции: на Европейском Севере (Тимано-Печорский регион), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке1. Переработка нефти в основном производится в европейской части России. Транспортировка осуществляется с помощью трубопроводов, железнодорожным и водным путем. Реализуются нефтепродукты на всей территории Российской Федерации. Таким образом, географические границы рынка нефтепродуктов определяются как федеральные. Структура отраслевого рынка нефтеперерабатывающей промышленности характеризуется небольшим количеством крупных вертикально интегрированных компаний, следовательно, высоким уровнем концентрации.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.