English version

Архив номеров

Веревочкина А.А.

Название статьи:
Социальное инвестирование как механизм реализации ответственности бизнеса перед обществом

Аннотация:
В статье поднимаются вопросы формирования механизмов социального инвестирования российского бизнеса, которые предполагают удовлетворение социальных потребностей не только трудовых коллективов, но и местных сообществ, что для компаний является важным направлением повышения их капитализации.

Ключевые слова:
бизнес, социальные инвестиции, социальная ответственность, социальный механизм, социальный результат.

Содержимое статьи:
Современный финансово-экономический кризис показал, что сложившаяся в стране за предыдущие годы система социальных гарантий недостаточно эффективна для предоставления полного набора социальных услуг всему населению. Это обусловливает актуальность развития социальной ответственности бизнеса для обеспечения необходимого уровня социальной защиты населения, соответствующего современным требованиям. В данных условиях все большее значение приобретают социальные программы бизнеса, которые не сводятся к финансово-экономическим целям развития предприятия, а предполагают удовлетворение социальных потребностей не только трудовых коллективов, но и населения прилегающей к предприятиям территории, а также всего общества в целом. В разных странах формы проявления социальной ответственности различны. Так, перед государством предприятие обязано своевременно и в установленном размере выплачивать все виды налогов, соблюдать антимонопольное законодательство, законодательство о защите прав потребителей и другие нормативные акты. В то же время социальная ответственность предпринимателя предполагает прозрачность и информационную открытость бизнеса, честное и уважительное отношение к деловым партнерам. Важнейшим индикатором социальной ответственности предпринимателей выступает их сознательное и целенаправленное участие в решении злободневных социальных проблем, стоящих как перед работниками предприятий, так и перед жителями территорий в местах их расположения, перед государством и обществом в целом, что реализуется с помощью социальных инвестиций. Таким образом, решение бизнесом социальных проблем тесно соприкасается с понятием “социальные инвестиции”, под которыми в современной экономической литературе понимаются вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, социальных или духовных потребностей1. Со стороны государства социальные инвестиции измеряются показателями уровня жизни населения через денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции, обеспеченностью жильем, количеством бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание), структурой доходов и расходов населения, уровнем безработицы. Конечно, определяющая роль в создании экономики благосостояния отводится государству, но в некоторых отраслях одних государственных средств недостаточно, а частные инвестиции связаны с высокими рисками (например, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, экология и др.). Соответственно, здесь социальные инвестиции являются одним из важнейших инструментов вложения финансовых средств.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.