English version

Архив номеров

Жук А.А.

Название статьи:
Конкурентная среда российской экономики: институциональный аспект

Аннотация:
В статье представлено исследование динамики институтов конкурентной среды экономики в современных условиях.

Ключевые слова:
трансформация институтов, конкурентная среда, формальные институты, неформальные институты.

Содержимое статьи:
Трактовка категории “конкуренция” неоднозначна в рамках различных экономико-теоретических подходов. При этом различные дефинициальные характеристики конкуренции определяют специфику алгоритма поведения экономического субъекта на отраслевом рынке. Так, структурная концепция совершенной конкуренции в рамках неоклассической школы предполагает наличие большого количества фирм и недоминантность доли каждой фирмы на рынке, в результате чего цена не зависит от объема продаж каждой фирмы. Эта системная неоклассическая характеристика конкуренции отражает ее объективное содержание - борьбу множества равноправных экономических субъектов соответствующего отраслевого рынка. С позиций субъективно-институционального подхода конкуренция - это целенаправленная борьба с другими фирмами за влияние не только на основе цен, но также и на неценовой основе. Борьба может вестись как экономическими методами, так и через применение института власти - силового давления на конкурента с использованием криминальных или государственных силовых структур. Кроме того, эта борьба может осуществляться фактологически-управленческими методами - через лоббирование своих интересов в органах государственной власти, поддержку политических партий и движений и т.д. Конкурентная среда представляет собой систему трансакций рыночных агентов, направленных на получение конкурентных преимуществ и их максимальную реализацию на отраслевых рынках. Субъектами конкурентной среды выступают все рыночные агенты, начиная с производителя, ряда рыночных агентов-посредников и заканчивая конечным потребителем тех или иных продуктов (товаров, работ, услуг). Отметим высокую роль государства в формировании конкурентной среды, с одной стороны, как ее непосредственного участника (субъекта), выступающего активным рыночным агентом, с другой - как органа построения эффективной институциональной среды конкуренции. Очевидно, объектом конкурентной среды выступают конкурентные преимущества рыночных агентов, заключающих соглашения. Структура конкурентной среды представлена, на наш взгляд, указанными выше субъектами рынка, которые базируются на своих конкурентных преимуществах, а также институтами, которые регламентируют правила совершения рыночных трансакций. Конкурентная среда характеризуется динамичностью, зависящей от степени мобильности ее субъектов. Конкурентная среда выступает индикатором состояния рынка: чем больше количество рыночных агентов, чем ярче выражено качественное отличие их конкурентных преимуществ, тем более эффективным нам представляется рынок. На наш взгляд, конкурентную среду можно определить как совокупность взаимодействий (трансакций), осуществляемых рыночными агентами и направленных на извлечение прибыли путем реализации конкурентных преимуществ. Внутренними факторами конкурентной среды выступают инновационный, инвестиционный, социально-экономический и др., внешними являются институциональное окружение, численность экономических агентов и их размеры и т.д. Целью функционирования и развития конкурентной среды выступает повышение общего уровня конкурентоспособности экономики государства. На наш взгляд, современными признаками конкурентной среды являются следующие: · доминирование неформальных негативных институтов, на которые предъявляется повышенный спрос акторов; · нестабильность формальных институтов; · нацеленность российских акторов на краткосрочную выгоду вопреки стабильным долгосрочным взаимодействиям.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.