English version

Архив номеров

Омарова З.К.

Название статьи:
Основные направления государственного регулирования и поддержки интегрированных корпоративных структур в отечественной экономике

Аннотация:
В данной статье исследуются процессы формирования и эффективного функционирования крупнейших отечественных корпоративных структур, выступающих в качестве важнейшего субъекта модернизации и развития национальной экономики. Вопросы государственного регулирования и поддержки интегрированных корпоративных структур рассматриваются в русле мероприятий государственной экономической политики, с учетом стратегических интересов корпоративного бизнеса и сформированного им потенциала развития.

Ключевые слова:
интегрированные корпоративные структуры, роль государственного регулирования, комплекс мер и приоритеты государственной поддержки, взаимоотношения государства и интегрированных корпоративных образований.

Содержимое статьи:
Интеграционные процессы в экономике Российской Федерации находятся на стадии интенсивного, бурного роста. Вместе с тем их качество заметно отстает от мировых показателей из-за институциональных деформаций, недостатков законодательной и нормативной базы, коррумпированности участников процесса, низкого уровня прозрачности, высоких политических рисков и т.д. Отсюда вытекают задачи по приданию данным процессам предсказуемого, цивилизованного характера, что становится весьма актуальным в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию. Мировая экономика переживает период корпоративизации. Россия вступила в этот процесс создания крупнейших национальных корпоративных структур, как основы ее социально-экономического развития. Признание крупного бизнеса в качестве важнейшего субъекта модернизации и развития национальной экономики и повышения конкурентоспособности на мировых рынках есть необходимое звено экономической стратегии страны. Корпорации - организационная форма, объективно наиболее соответствующая стратегическому развитию экономики России, базирующаяся на основе сочетании созданных ранее крупных производственных комплексов, накопленного капитала, использования рыночных механизмов и возможности повышения ответственности за социальные процессы. Крупные корпорации создают основную массу ВНП (ВВП), формируют экономическую систему государства, обеспечивают потребности основных рынков, в первую очередь, в базовых товарах. Среди преимуществ крупных корпораций исследователи чаще всего отмечают концентрацию производства и капитала, организацию массового производства с более низкими издержками и возможностями их снижения, эффективное использование достижений науки и техники, сосредоточение инвестиционного капитала. Корпорации обладают высокой экономической устойчивостью и менее подвержены кризисным влияниям1. Модель корпоративизма должна составлять основу государственной политики как форма институционализации интересов различных интегрированных объединений и общества. В этой связи компромисс интересов является одним из важнейших факторов, необходимых для сбалансированного развития и роста национальной экономики, повышения благосостояния общества, эффективности экономической системы, что в конечном итоге и определяет преимущества корпоративной модели отечественной экономики. Рыночные процедуры и механизмы при этом должны служить инструментами реализации данных интересов, борьбы их представителей за приоритеты в экономической и социальной политики. Соблюдение необходимого баланса интересов всех участников корпоративной хозяйственной деятельности требует достижения определенности в приоритетах государственной поддержки и государственного регулирования интегрированных структур. Следует заметить, что не вся корпоративная сфера должна быть охвачена особыми механизмами государственного регулирования или государственной поддержки. Большинство крупных корпоративных структур должны работать в соответствии с установленными государством общими нормами хозяйственного права, обеспечивая самофинансирование своего развития или свертывание направлений неэффективной деятельности. Мероприятия государственной экономической политики не могут быть комплексными без учета стратегических интересов национального корпоративного бизнеса и сформированного им потенциала развития. Консолидация ресурсов и усилий государства и крупнокорпоративного бизнеса на ряде конкретных направлений позволит обеспечить преодоление экспортно-сырьевой ориентированности народнохозяйственной динамики, высокую конкурентоспособность отечественной экономики и ускоренный прогресс ее инновационной составляющей. Для утверждения в экономике России мощного корпоративного звена предстоит многое сделать совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти, специалистов корпораций, заинтересованных научных центров, общественных ассоциаций. Сбалансированная и последовательная работа по совершенствованию нормативно-законодательной базы, а также детальная оценка технико-экономических преимуществ, связанных с созданием конкретных корпораций, позволят более эффективно использовать механизмы создания крупных корпоративных структур в рамках реализации программы выхода из кризиса и развития международных экономических отношений. Дальнейшее развитие и эффективное функционирование крупных отечественных корпораций, с точки зрения Т.В. Федоровича, Ю.А. Кунгурова, В.О. Федоровича, возможны при следующих обстоятельствах: при значительном снижении административного давления на бизнес с увеличением продолжительности действия принимаемых законодательных и нормативных актов, т.е. стабилизации экономических “правил игры”; при равном и свободном доступе на конкурсной основе к инвестиционным ресурсам; проведении реальной и обоснованной, а не “экономически модной” и конъюнктурной государственной научно-технической политики2.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.